Нуре СардарянКак
одна из представительниц молодого поколения езидов Армении, я горжусь,
что наша езидская община так хорошо сохранила свой язык и национальные
обычаи.
И
не случайно, что практически каждый из побывавших здесь зарубежных
курдов удивляется тому, как мы в таких непростых условиях сумели сберечь
свою национальную самобытность. Да, действительно, наши предыдущие и
нынешнее старшее поколение сделали это, и теперь это уже наш долг – не
растерять духовное наследство, оставленное нам нашими предками. Однако, к
сожалению, в последнее время в нашей езидской общине – как в Армении,
так и в Грузии – происходят тревожные процессы, особенно в религиозном
плане, и чем дальше, тем больше эта болезнь принимает угрожающие
масштабы. Речь идет о смене веры: с езидской на христианскую, и сразу
отметим тот печальный факт, что такие люди без малейшего внутреннего
колебания называют себя «xwedenas», что, фактически, подразумевает то,
что остальные их соотечественники являются в их понимании безбожниками.
Известно, что наша езидская община во имя сохранения своей религии
всегда и везде подвергалась гонениям и испытала на себе все мыслимые и
немыслимые тяготы и лишения. Это был и геноцид (так, за последние
200-300 лет мусульмане более 80 раз устраивали настоящую резню в
отношении езидов), и многочисленные жертвы, и вынужденное бегство из
одных краев и переселение. Именно поэтому часть нашей общины очутилась в
Хазалие, Айнтабе, Карсе и Ване и в итоге оказалась на территории,
входящей в состав Российской Империи – Армении и Грузии. К счастью, на
том этапе притеснения езидов по религиозной принадлежности закончились, и
они смогли спокойно и мирно жить рядом со своими соседями – армянами и
грузинами. Я отношусь с большим уважением ко всем религиям. Но хотелось
бы отметить, что езидизм в духовной, религиозной истории курдов явление
уникальное. И его уникальность заключается в том, что он не встречается
ни у каких других народов мира, кроме как у курдов. Главное наше
божество – это Солнце (Шамс),
и, на мой взгляд, в этом заключен очень важный критерий, включающий в
том числе и астрологический аспект: действительно, что может быть выше и
главнее солнца? И не случайно, что те востоковеды, ученые или
путешественники, которые писали о езидах, были поражены сутью и
содержанием нашей веры и ее глубоким философским подходом к жизни. В
частности, великий русский поэт А. С. Пушкин в своей большой статье о
езидах, написанной на французском языке, с восхищением пишет о нашей
религии. Тепло отзывался о наших единоверцах также основатель новой
армянской литературы Х. Абовян, уделивший в своих нескольких статьях
значительное место описанию религии езидов, их обычаев, отношения к
женщине и старикам. Кроме того, известный английский антрополог Drower
E. S. в своей книге «Peacock Angel» («Павлин-ангел», Лондон, 1941) очень
подробно описала различные стороны отправления религиозного культа
езидов. К большому сожалению, в конце ХХ – начале ХХI века?, как уже
было сказано, в религиозной жизни нашей общины зародились и развились
негативные процессы. Как это ни печально, но вероисповедание наших
соседей-христиан стало казаться части наших езидов более
привлекательным, чем свое собственное, и остается только ломать голову
над возможными мотивами этого вероотступничества: то ли приглянулось
изобразительное воплощение образов христианских святых в конкретной
материальной форме (имеются в виду, в частности, иконы), то ли роль
сыграло элементарное стадное чувство быть такими же, как окружающее
большинство, и не выделяться из общей массы… В наше время, когда среди
прочих свобод есть также свобода вероисповедания, остается только
удивляться тому, что абсолютно безо всякого принуждения идет
добровольная смена религиозных воззрений и отказ от всего того, за что
тысячи наших предков когда-то сложили свои головы и были вынуждены
искать приюта на чужбине. Избирая этот путь, мы, таким образом, не
уважаем их память и не чтим пролитую кровь за сохранение езидской
идентичности. И что самое главное – такие люди не имеют права заявлять о
том, что они езиды, и, более того, считать себя езидами, потому что
езидов без езидской религии не существует! Если человек отошел от
езидской веры и стал приверженцем другой религии, он раз и навсегда
перестал быть езидом. Причем конкретные проявления смены вероисповедания
у части представителей нашей общины, к сожалению, не ограничиваются
только ношением на себе религиозных символов (в частности, крестов и
пр.), посещением церквей и уделению в своем жилище отдельного места с
зажженными свечами перед иконами и образами христианских святых. Как это
ни печально, но дело доходит даже до того, что во время похорон езидов
их родные, которые отказались от езидизма, не допускают к усопшим наших
религиозных духовников (шейхов и пиров). Приведу конкретный пример. Мой
двоюродный брат Мразе Раджо, который живет в селе Верин Хатунарх
Эчмиадзинского района Армении, рассказал мне, как однажды поздней ночью
кто-то постучал ему в дверь, и он открыл. На пороге стоял незнакомец,
который спросил у него: «Ты езид?». Он ответил, что да. «Тогда позволь
мне переночевать в твоем доме». Конечно, он пустил его в дом, и потом
выяснилось, что случайный гость – это шейх, который узнал, что в
соседней деревне умер его знакомый езид, и он хотел присутствовать на
похоронах. Но не тут-то было: родные умершего и минуты не захотели
терпеть его присутствия в доме и без всяких церемоний просто выгнали его
со словами «Мы вас не признаём и не принимаем, уходи!». В связи с этим
возникает естественный вопрос: как реагирует на это наше духовенство и
что оно делает для сохранения чистоты нашей религии? Что делает
«президент езидов всего мира», проживающий в Армении, и его окружение?
Что предпринимают «радиопередачи для езидов», транслируемые из Еревана, и
наша пресса? Абсолютно ничего! Ничего кроме того, что, оставив главные
задачи в стороне, они заняты очернением тех представителей нашей общины,
интеллект которых позволяет понимать разницу между вероисповеданием и
национальностью. Они лишь вопят, что «мы не курды, мы езиды!»,
фактически не замечая того позорного фарса, что среди нас все больше
становится езидов без езидской религии. Обратите внимание: как
ожесточенно борются с разными сектами наши ближайшие соседи, стремясь к
сохранению чистоты своей веры. Неужели это не должно стать для нас
примером? Мы все обязаны беречь свою религию как зеницу ока, и это
касается и старших, и молодых. Это – исконно наше, оно как наша душа,
уникальная и самобытная, делающая нас неповторимыми перед всем миром.
Помните, что без езидской веры нет езидов. Помните и берегите ее! Хотя
бы во имя пролитой крови наших предков!kurd.ge kurdishcenter.ru
|