ТУРЦИЯ - В Турции прошла конференция «Двуязычие и образование в Турции: шаги к жизнеспособному решению».
Она
была организована Инициативой за реформы в образовании (ИРО) и прошла в
Университете Сабанджы на берегу залива Золотой Рог в Стамбуле.
Основной темой обсуждений стала подготовка к введению двуязычного
образования. Эта подготовка, по мнению организаторов, заключается в
создании мультикультурной структуры общества и образования.
Батухан Айдагюль, последние два с половиной года занимавшийся этим
вопросом, заявил: «Для улучшения взаимопонимания в турецком обществе
жизненно необходима политика интеграции. Должен быть изменён не только
язык, на котором ведётся обучение, но и содержание образовательного
процесса. Если поменять только язык, но не содержание учебников по
истории, заключенный в них посыл останется прежним».
Директор ИРО профессор Устюн Эргюдер отметил, что большим шагом вперёд
является уже тот факт, что вопрос языка в образовании обсуждается на
государственном уровне. «Раньше эти требования игнорировались. Но сейчас
беспокоит поляризация мнений в общественной дискуссии. Надеюсь, мы
преодолеем этап обсуждений, в которых нет места рациональному диалогу», –
добавил он.
Эрдюгер указал на бросающиеся в глаза трудности в концепциях «Обучение
на родном языке», «Обучение родному языку» и «Официальный язык».
Решение вопроса, отметил он, должно отражать, в чём конкретно будут
преимущества двуязычного образования, и призывал начать рациональный
диалог.
Эксперт Ышык Тюзюн отметил изменения в восприятии языка обществом и
сказал: «Ценность языка в обществе может вырасти. Должны быть сняты
ограничения, исправлено законодательство, как можно скорее надо начать
конкретные исследования».
Тюзюн рассказал о докладе «Двуязычие и образование», который был
подготовлен Мюге Джейлан и Диларой Кочбаш, и сказал, что даже внутри
семей бывают противоречивые позиции по вопросу использования языков.
Профессор Тосун Терзиоглу из Университета Сабанджы заявил: «Согласно
докладу, любая форма двуязычного образования более успешна, чем
образование на одном языке. Необходимо прекратить давление на все языки
Малой Азии и начать их изучение в университетах».
Соавтор доклада Джейлан заметила: «В любом случае, рано или поздно
двуязычное образование будет введено. Крайне важно подготовить основу
для него» kurdishcenter.ru
|