Азад Амин, "Курдиш Глоб" Недавние
инциденты в городах Инегель и Дертйол в Турции, можно рассматривать как
первый проблеск внутренней этнической войны между турками и курдами. Эти
два города являются турецкими городами с большим курдским населением.
После убийства 4 турецких полицейских в Дертйоле, совершенном, по
утверждению властей, Рабочей партией Курдистана, разгневанная толпа
напала на курдские дома и магазины. Аналогичные инциденты произошли в
Инегеле, где мелкая проблема долгов превратилась в этнический конфликт.
Эти
два тревожных инцидента в Турции должны быть проанализированы в рамках
взаимосвязанных факторов и событий, которые определяют политический,
социальный и экономический характер Турции - растущую экономическую
интеграцию Турции с мировой капиталистической системой, или, скорее,
последствия глобализма; нерешенный курдский национальный вопрос;
политическое развитие в Иракском Курдистане и его неизбежные последствия
для других курдов; борьба за политическую гегемонию между турецкой
элитой являются одними из самых основных вопросов, которые не только
потрясли политический истеблишмент, но и привели Турцию на перепутье.
Хотя
еще слишком рано классифицировать инциденты в Инегеле и Дертйоле как
этнический конфликт, тем не менее инциденты показывают тяжесть
этнической нетерпимости в стране. Инциденты, скорее всего, являются
результатом провокации и манипуляции со стороны различных кругов Турции
для определенных политических целей. Особенно в ситуации, когда Турция
готовится к историческому референдуму, чтобы подтвердить или отвергнуть
конституционные поправки, которые серьезно скажутся на системе военнной
опеки, такие случаи можно рассматривать как провокацию и манипуляцию с
целью повышения общественной озабоченности по поводу безопасности,
целостности и единства страны.
С распадом Восточного блока,
биполярного мирового экономического и политического порядка, образовался
более хаотичный многополярный мир. Более безопасное стратегическое
положение Турции в период Холодной войны изменилось на менее безопасную и
критическую позицию в этом новом мировом порядке. На фоне этих мировых
тектонические изменений, внутренние экономические изменения в Турции
толкают страну к новой политической структуре, так как существующий
политический режим, основы которой созданы с образованием кемалистского
режима на руинах распавшейся Османской империи, не может служить Турции в
этих критических и стратегических преобразованиях.
Что можно
наблюдать в Турции, так это то, что параллельные и взаимосвязанные
политические изменения потрясают краеугольные камни турецкого
политического истеблишмента. Турецкий политический режим находится в
состоянии серьезного кризиса. Курдский национальный вопрос - как
внутренняя проблема Турции номер 1 играет стратегическую роль как в деле
углубления кризиса, так и в обеспечении выхода из этого кризиса. Именно
из-за той стратегической роли, которую играет курдский национальный
вопроса, не удивительно, что этот вопрос используется для провокаций и
манипуляций различными элитами в борьбе за господство и власть.
Две
тенденции в политике Турции можно наблюдать четко. С одной стороны,
есть те, кто настаивает на защите и сохранении нынешнего статус-кво
турецкого политического истеблишмента, а с другой стороны есть те, кто
намерен провести реформы в сторону более демократического и
конституционного строя. Проще говоря, режим военной опеки в Турции
является серьезным вызовом политической тенденции, так как она пытается
адаптироваться к новой глобальной экономической и политической
обстановке 21-го века, которая требует более либеральной политической и
экономической системы.
Те, кто настаивает на существующем
статус-кво в Турции, представляют собой сочетание военной бюрократии,
большинство судебной элиты и кемалистской интеллигенции и некоторых
промышленников, которые строят свои империи при поддержке со стороны
кемалистской статичной политики по созданию турецкого класса буржуазии,
заложенной в начале Турецкой Республики.
В либеральной
экономической политике бывшего президента Турции Тургута Озала, в начале
1990-х годов, выступили новые анатолийские предприниматели, торговцы и
промышленники, интегрированные с мировым капитализмом. Эти люди сейчас
занимают серьезные позиции в экономической жизни Турции. Эта новая
группа пытается получить больше политических позиций для целей своей
экономической деятельности. Они также ставят под сомнение существующие
политические договоренности, так как они думают, что они представляют
собой препятствия на пути дальнейшего экономического роста и интеграции в
мировую экономику. Эта новая анатолийская буржуазия часто, но не
обязательно, имеет исламское самосознание. АКП, партия Справедливости и
развития, более или менее является политическим представителем этой
группы в Турции.
Последние конституционные поправки,
разработанные АКП, без сомнения, будут серьезным ударом по блоку
кемалистской Турции. Если это подтвердится общественным референдумом 12
сентября, это откроет дверь для дальнейшей демократии в ущерб режиму
военной опеки.
Взгляд на борьбу за политическую гегемонию в
Турции с курдской точки зерняи дает другой угол. Можно с уверенностью
утверждать, что курдский вопрос в настоящее время является предметом
манипуляций с обеих сторон для достижения собственных политических
целей. Хотя блок кемалистов, в частности, армии, использует его как
вопрос безопасности и террора, для охраны своих сомнительных позиций и
привилегии, АКП использует его в качестве инструмента демократизации.
Обе стороны избегают рассматривать вопрос по существу. Кемалистская
элита хочет сохранить курдскийо вопрос в рамках террора и проблемы
безопасности и яростно выступает против политизации курдского вопроса и
его обсуждение на открытом форуме. Сведение курдского национального
вопроса к террору и безопасности обеспечивает отличное алиби для армии,
чтобы выступать в качестве опекуна "единства и целостности" Турецкой
Республики.
Для АКП, курдский национальный вопрос есть только
вопрос, которым манипулирует армия, и АКП сводит его к инициативам по
пресечению роли армии в политической жизни. До тех пор, пока курдский
вопрос остается в рамках террора и безопасности, роль армии в
политической жизни и ее привилегии не могут быть изменены. АКП четко
отказывается иметь дело с проблемой во всей ее полноте и повести
радикальную и окончательную политику борьбы с ним. Именно поэтому,
политика АКП по отношению к курдскому вопросу всегда была мелкой и не
новаторский.
Несмотря на то, что это мелкая политика, а не
радикальные инициативы демократизации, поправки АКП к конституции и ее
намерение вынести курдский вопрос на общественный форум должны
поощряться и поддерживаться. Даже минимально демократическая Турция
лучше, чем военно-опеккунский режима. Последний не знает никакой
политики, кроме отрицания и геноцида, в то время как первая может
привести к лучшему состоянию, при правильном и обоснованном обсуждении
природы курдского национального вопроса.
Позиция курдских
политических деятелей в этой политической борьбы в турецких политических
кругах не ясна, и в основном запутанная. Хотя Региональное
правительствл Курдистана и президент Курдистана выразили открытую
поддержку инициативе АКП, РПК и ее легальное подразделение, БДП, свирепо
выступает против нее. По иронии судьбы, дискурс РПК и БДП против АКП
проводит то же сообщение, что и кемалистская элита. В этом содержится
историческая ирония: АКП во главе турецкого правительства и Региональное
правительство Курдистана оказались вместе против блока кемалистов,
включая армию, и РПК. Позиции не связанной с РПК курдской интеллигенции и
других курдских политических группировок в Турции, кажется, направлена
на поддержку инициативы и поправок к конституции. Это запутанное
состояние дел в курдской политике может поставить под угрозу
национальные интересы курдов во всем Курдистане.
Инциденты в
Инегеле и Дертйоле - не полноценные этнические войны, но контролируемые
манипуляции и провокации со стороны кемалистской элиты в сотрудничестве с
РПК. Сегодня эта манипуляция используется для внутренней борьбы за
власть, а завтра, однако, может быть использована для геноцида и полной
ассимиляции курдского народа, если то позволят условия на региональном и
глобальном уровнях. Настало время для курдских политических деятелей,
быть мужественным и бдительным, если они надеются принести мир и свободу
для миллионов курдов в Курдистане.
|