Юрий
Набиев, Сразу же после свержения Саддама,
когда американцы были уверены, что легко и просто научат иракцев жить
по-американски - они между прочим похвалялись, что построят в Ираке
единую мультиэтническую нацию, просто объяснив непонятливым жителям,
насколько бессмысленно национальное и религиозное разделение и каким
благом является национальное единство, построенное на принципах
толерантности, мультикультурализма и политической корректности. Жизнь
жестоко посмеялась над этими планами; тем не менее, их наследие
сказывается по настоящее время, упорно заводя в тупик иракскую ситуацию. Выборы
7 марта вновь продемонстрировали, что Ирак строго разделен по
этническим и сектантским линиям: курды голосуют за курдов, шииты - за
шиитов, сунниты - за суннитов (хотя последние и стараются прикрыться
"общенациональным" флагом). В этом нет ничего удивительного для тех, кто
знает историю и этнографию Ирака. Государство это было создано
англичанами на территории подмандатной Месопотамии из трех различных
османских вилайетов - Басринского, Багдадского и Мосульского. При этом
Басринский вилайет был населен арабами-шиитами, ненавидевшими суннитов и
тесно связанными с единоверным Ираном; Багдадский - арабами-суннитами;
Мосульский - главным образом курдами. Последний кстати никогда не
объединялся в понятии "Ирак", под которым понималась только равнинная
Месопотамия, древняя Вавилония (курды называли ее "Арабистан"). В
1918 году все три османских вилайета были полностью оккупированы
англичанами, а в 1920 году конференция в Сан-Ремо утвердила над ними
английский мандат. Это решение вызвало в Арабском Ираке массовое
восстание (так называемая "революция 1920 года", возглавленное шиитским
аятоллой ас-Садром - предком Муктады ас-Садра. Для умиротворения страны,
тогдашний министр колоний Уинстон Черчилль принял решение создать
королевство Ирак, дав ему конституцию по английскому образцу. Королем
был назначен давний союзник и протеже англичан Фейсал, из рода Хашимитов
(брат Фейсала был тогда же назначен королем Трансиордании). Что же до
Мосульского вилайета, то его судьба оставалась неопределенной. Первое
время англичане всерьез разрабатывали планы курдского государства;
создание курдского государства предполагалось и Севрским договором 1920
года. Похоронила эти планы находка в Киркуке нефти. Для охраны нефти
требовалась твердая власть; в государственные же способности тогдашних
курдов англичане не верили. В результате было принято решение о
присоединении Мосульского вилайета к Ираку. В 1925 году оно было
санкционировано Лигой Наций, комиссия которой и провела посреди курдских
земель разграничительную линию (так называемая "Брюссельская линия"
между Ираком и новой Турцией. Между тем, у мосульских курдов были
собственные национальные устремления и собственный лидер -
сулейманийский шейх Махмуд Барзинджи, который дважды, в 1919 и 1922
году, провозглашал себя королем Курдистана и успел даже выпустить свои
марки и денежные знаки (оба раза движение было подавлено англичанами).
По сути курды так и не признали себя иракцами, и если мы бросим взгляд
на историю Ирака с 1921 по 2003 год, то окажется, что более половины
этого времени курды в той или иной степени находились в состоянии
восстания, а с 1961 по 1975 год даже прочно контролировали свою страну,
впервые создав так называемый "Свободный Курдистан" во главе с
легендарным Мустафой Барзани. Именно в боях против курдов (и в резне
ассирийцев) получила "боевое крещение" в 1932 г. новая иракская армия,
которая и вообще до 1980 года воевала исключительно против собственного
населения, а увенчала свою "славную" историю чудовищным геноцидом курдов
в 1987-1888 годах, дополненным в 1991 г. массовой резней шиитов.
Восстание 1991 года продемонстрировало и то, какие отношения сложились в
самом Арабском Ираке между суннитами, испокон веков составлявшими элиту
в Месопотамии, и шиитами, представлявшими собой угнетенное и
дискриминируемое большинство (60% иракского населения); неудивительно,
что после падения суннитской власти в 2003 году, шииты начали с
удовольствием мстить своим прежним угнетателям. Таким образом, за все
время существования Ирака иракской нации так и не сложилось; носителем
идеи иракского национализма выступала конкретная господствующая группа -
арабы-сунниты, но поскольку на практике эта идея была связана с
арабско-суннитским господством, она вызвала сопротивление шиитов, не
говоря уже о курдах. Таким образом, классическая эпоха национализмов -
ХХ век - прошла для Ирака "впустую" - иракской нации не возникло. Идея
иракского национализма, связанная на деле с диктатурой меньшинства,
встретила две мощные противодействующие идеи: курдский этнический
национализм и шиитский исламизм, которые и поставили крест на всех
попытках создать из иракцев единую нацию. Методы же террора и геноцида,
которыми боролись с этими идеями, тем более не могли способствовать духу
национального единства. Американцы, пришедшие в страну в 2003г.,
игнорировали эти реалии. Им не была выгодна ни самостоятельность курдов,
ни самостоятельность шиитов: если первое дестабилизировало их союзника
Турцию, то второе играло на руку их врагу Ирану. Правда, Свободный
Курдистан уже был создан в 1991 году, и это оказалось фактом
необратимым; но, по крайней мере, американцы делали все, чтобы не
допустить его расширения за пределы изначальных трех провинций и
присоединения к нему Киркука. Что же касается до Арабского Ирака, то там
американцы пытались сохранить максимально централизованную систему, при
том не забывая и о демократии - а это уже была квадратура круга. Ибо
национальное единство в полиэтнических странах может поддерживаться либо
диктатурой, либо гражданским обществом западного типа. В Ираке
одинаково не было ни того, ни другого, а были три общины, ожесточенно
боровшиеся между собой за власть, влияние и ресурсы. И американцам,
когда они наконец осознали этот факт - пришлось сшивать эти постоянно
расползающиеся сегменты в замысловатых комбинациях "межобщинного
консенсуса". До сих пор это удавалось, главным образом, благодаря
американскому нажиму. Предположим, что американцам удастся преодолеть и
нынешний политический кризис, кое-как сколотив слабое, но зато
удовлетворяющее всех правительство - но что дальше? "Няньки" в виде США и
ООН не вечны, встать же на свои собственные ножки получившийся мутант
никак не может - система оказалась неработоспособной. Теперь
американцы озабочены единственным - благополучно выйти, оставив в Ираке
хотя бы внешний порядок. Однако, с выходом США обострятся не только
внутрииракские противоречия - обострится и соперничество за Ирак между
Ираном, с одной стороны, и суннитскими странами (Саудовская Аравия,
Сирия, Турция) - с другой. Мы уже сегодня видим, что переговоры о
формировании нового правительства ведутся не столько с партнерами по
парламенту, сколько с Тегераном, Анкарой и Эр-Риядом. Иракские группы
давно уже превратились в марионетки соседних столиц. Никакого
внутреннего скрепляющего ядра, элиты с твердыми представлениями об
общенациональных интересах в Ираке по сути нет. Достаточно напомнить,
что партия "Дава" выступавшая за всемерную централизацию, когда ее лидер
Малики стоял во главе государства - заявила о необходимости создания на
Юге Ирака отдельного федерального региона, как только под Малики
закачалось кресло. Таков уровень политического мышления тех, на ком
фактически держится шаткое иракское единство! Пока что ни у кого
нет мужества признать простую вещь: проект под названием "Ирак" -
провалился. Этого не желают признать не только в мире, но и в самом
Ираке, где и сунниты, и шииты не прочь поговорить об "иракском
единстве", понимая это "единство", как свою собственную власть.
Созданная система "единого демократического Ирака" недееспособна в
принципе, она начинает работать только тогда, когда в нее привносятся
черты личной диктатуры (Малики с его стилем управления и частными
тюрьмами вполне продемонстрировал это), однако и последовательная
диктатура при нынешних условиях также невозможна. Выход по сути один, и
выход этот предлагался разными людьми с самого 2003 года. Это - раздел
Ирака на три региона: курдский, суннитский и шиитский. Это система
свободной федерации или даже конфедерации, при которой общинным лидерам
было бы выгоднее бороться за власть внутри своей общины, нежели с
другими общинами в Багдаде. Фактически размежевание Ирака по
этносектантскому признаку уже произошло, даже в самом Багдаде выросили
"берлинские стены" между шиитскими и суннитскими районами. Дело за
малым: узаконить его. Если США и ООН действительно хотят умиротворения
Ирака, то им бы следовало способствовать, с одной стороны, референдуму в
спорных областях между курдами и арабами, а с другой - образованию
федерального субъекта на Юге Ирака, что полностью соответствует
современной иракской конституции. После этого следовало бы пересмотреть
иракскую конституции в направлении реального федерализма, с созданием
второй палаты парламента - палаты представителей регионов (до сих пор ее
роль отчасти играл Президентский совет с тремя представителями от
общин, каждый из которых имел право "вето"; отмена этого института,
несомненно, сильно усложнит межобщинные отношения и грозит серьезными
потенциальными конфликтами). Пора признать наконец, что у
арабов-суннитов и арабов-шиитов довольно мало общего, у курдов - нет
вообще ничего общего с арабами, и как ни комбинируй эти три элемента, а
единой нации из них не получишь. Вот уже 90 лет Ирак, созданный для
удобства колониального управления Англией является очагом дестабилизации
региона. Не хватит ли мучить суннитов, шиитов и курдов заставляя их
жить в одной коммунальной квартире? kurdistan.ru
|