Недавно в Грузии
решили «отличиться», проведя под диктовку и при финансовой опёке
внерегиональных политических сил и фондов «международную конференцию» по
так называемым «скрытым нациям» Кавказа. Региональные и внерегиональные
СМИ достаточно подробно освещали этот курьёз, из чего следовало, что в
центр внимания кавказской общественности антирусские силы Запада и
Грузии решили на сей раз вынести комплекс вопросов, связанных с
существованием в мире довольно разветвленной черкесской диаспоры. Мы не
будем навязывать какое-то видение этого комплекса черкесских вопросов – в
конце концов, в составе РФ целых три субъекта федерации, в которых
черкесские народы являются государствообразующей нацией, и решать эти
проблемы – только им самим и властям многонациональной России. Но вот к
властям и общественности Грузии обратиться хочется. И не только к ним.
Дело
в том, что специфическая «избирательность» официального Тбилиси в
отношении народов Кавказа (кто у них среди «избранных», а кто – среди
«изгоев») слишком бросается в глаза. Заботясь якобы о разделённости
черкесов в мире, Тбилиси другой рукой озвучивает территориальные
претензии к России – как раз в отношении тех земель (к примеру, Сочи и
Сочинская округа, и т.д.), о которых и сами черкесы зачастую говорят как
о своих. Или же – дав идеологическую «затравку» прибывшим с Запада и из
Турции, стран Ближнего Востока черкесам поговорить о геноциде черкесов в
XIX веке, в чём собравшиеся вместе с грузинами, конечно, решили
односторонне обвинить только Россию, в Тбилиси почему-то решили также
«сделать вид», что ничего не знают ни о Геноциде армян и других
христианских народов в Турции, ни о «белом геноциде» в Грузии в
отношении ряда этнических меньшинств этой страны. Согласимся, что это
просто смешно – закрывать глаза на более «свежие» события и массовые
нарушения прав человека, выпячивания того, на что всегда у «обвиняемых»
сторон найдутся контраргументы для тех мировых кругов, которые сегодня
стимулируют антирусское позиционирование Грузии в регионе.
Более
того, крайне удивительна позиция (а точнее, отсутствие официальной
позиции) у грузинских властей в отношении Курдского вопроса, в том числе
и в Турции. И это на фоне того, что Грузия постоянно заявляет о своей
приверженности западным ценностям и о своём курсе на полную
интегрированность в такие западные структуры, как ЕС, НАТО и т.д.!
Неужели в Тбилиси не знают, что во время переговоров ЕС-Турция о
членстве Анкары в этой структуре одним из камней преткновения является
именно Курдский вопрос, поскольку европейцы требуют от Турции и уважения
и соблюдения прав курдов, и неприменения репрессий против курдских
политических организаций?! К примеру, в ЕС и Европарламенте недавно
жёстко осудили решение Анкары о роспуске прокурдской партии
Демократического общества (ПДО/DTP), имеющей парламентскую фракцию. Или
вот пример непоследовательности Грузии: выступая в поддержку позиции
Азербайджана по Арцахскому вопросу, грузинские политики «забывают» точно
так же выступить в поддержку территориальной целостности члена ЕС –
Республики Кипр! Тем самым, кстати, игнорируя право киприотов-греков на
национальное самоопределение и другие их гражданские, общечеловеческие
права и свободы!..
Между
тем, если уж Грузия такая решительная да последовательная, то ей бы в
качестве центральной темы в обширном вопросе о «скрытых нациях» Кавказа
запросто можно было бы предложить кавказской общественности поговорить,
скажем, о езидах, достаточно компактно проживающих как в самой Грузии,
так и в соседней Армении, или же даже о греках! Тем более что во время
абхазо-грузинской войны, как известно, греки Сухума также были
подвержены грузинской военщиной геноцидальному выдавливанию из Абхазии!
Или вот, например – о лезгинах и талышах Азербайджана, которые
десятилетиями «записаны в паспортах» азербайджанцами. Чем не «скрытые
этносы» Кавказа?! Наконец – о курдах. Да-да, о курдах. Это
общественность стран Закавказья может делать вид, что ничего не знает
или не хочет знать о курдах. Сами курды всё чаще и довольно громко
говорят о том, что они «есть» на Кавказе. Сейчас же, когда в мире
пристально следят за всеми проявлениями Курдского вопроса в Ираке и
Турции, крайне легкомысленно продолжать делать вид, что мы «не видим»
политико-географических карт, печатающихся в курдских типографиях, на
которых к будущему Объединённому Курдистану априори присоединены и ряд
территорий Закавказья.
Более
того, сами курдские аналитики и политологи больше уже не скрывают, что в
их среде, в том числе и на самом высоком политическом уровне, вопрос о
Кавказе – в повестке дня. Ещё 25 ноября прошлого года на сайте
«Kurdistan.ru» вышла в свете обширнейшая статья Азада Бшеири, который
так и начинал своё повествование: «Для того, чтобы понять, насколько
тесно связаны курды исторически со странами Южного Кавказа, следует в
первую очередь... отбросить само понятие «Южный Кавказ» (бывшее
Закавказье), новый и до некоторой степени идеологический конструкт,
который создали в советские времена и тогда же систематически
«опрокидывали в прошлое». Построив «границу на замке», с рядами
проволочных заграждений и минных полей, коммунисты попытались произвести
ту же операцию и с самой исторической памятью, сусально расписывая
«совместную борьбу братских народов Армении, Грузии и Азербайджана
против турецких и персидских завоевателей» - до такой степени, что можно
было вполне серьёзно прочитать, например, что русские войска «защищали
Азербайджан от персидских набегов» (!). Фактически же и Азербайджан, и
Армения в эпоху Позднего Средневековья являлись обширными северными
провинциями переднеазиатского мусульманского мира, южная граница которых
проходила примерно по линии Диярбакыр-Хамадан, с преобладающим
мусульманским, и в значительной степени курдским, населением».
На
наш взгляд, у курдского автора уже в этой фразе содержится не просто
ошибка, но даже и определённая провокация. Хотя бы потому, что всем нам
памятно, когда в широкий практический оборот начали вводить понятие
«Южный Кавказ» вместо привычного «Закавказье» - только после 1991 г.,
т.е. самоликвидации СССР. Таким образом, никакие «коммунисты» к этому
причастны не были, хотя, конечно, архитекторы развала Советского Союза в
большинстве своём когда-то «числились» членами (в том числе и
высокопоставленными) Компартии. А понятие «Южный Кавказ» было
«подкинуто» народам Кавказа и своим «подмастерьям» в более северных
регионах бывшего СССР не откуда-нибудь, а именно от «мастеров» западных
геостратегий, восседающих в Вашингтонах, Лондонах и Парижах… Кстати, они
же, эти «мастера» Запада, опекают сейчас и процесс постепенной сецессии
Курдистана из состава Ирака.
Мы
решили предложить нашим читателям тщательнейший разбор основных тезисов
статьи курдского эксперта А.Бшеири. Дело в том, что эти тезисы наглядно
нам демонстрируют возрастающие аппетиты довольно пассионарной
региональной нации, вставшей на путь национального освобождения и
формирования национальной государственности, которой суждено произвести
глубокую геополитическую революцию (помните, что за круги постоянно
стояли за ВСЯКОЙ революцией в мире?!..), которая,
в свою очередь, нанесёт сильнейший удар и по Закавказью, и по всему
Кавказскому региону в целом. Вправе ли народы Кавказа знать уже сейчас,
что готовят круги «революционеров» им на голову? Несомненно!
Итак,
продолжим. Г-н Бшеири замахивается на многое, в том числе и на
представления армян и турок о том, кому «принадлежала» Западная Армения –
основная часть Армянского нагорья, всё-таки, несмотря на периодические
резни и омусульманивание, сохранившая к началу XX века своё автохтонное
армянское население. Но тут же бьёт под дых и Азербайджан! «Вопреки
легендам, будто в так называемой Западной Армении до
самого геноцида 1915 г. большинство составляли армяне, курды к моменту
появления России на Южном Кавказе составляли абсолютное большинство в
Армении (Военная энциклопедия 1911 г. указывает, что христиане -
считая и ассирийцев - составляли в Турецкой Армении 26%, этнических
же турок в ней почти не было) - и жили
вперемешку с тюрками (и армянами) на западе персидской
провинции Азербайджан и соседних областях нынешних государств
Азербайджан и Армения. ХХ век изменил расстановку: на западе репатриация
армян на древние земли Араратской долины, сочетавшаяся с вытеснением
мусульманского населения, привела к созданию моноэтнического армянского
государства; на востоке азербайджанцы были советизированы не только в
политическом, но и в культурном смысле слова, так что ныне их
предполагаемые иранские братья видят в них особую, новую нацию, далеко
отошедшую от них. По сравнению с этими двумя народами-«счастливчиками», из которых было решено создать «социалистические
нации» с собственной республиканской государственностью,
для закавказских курдов места в советском проекте фактически не
нашлось. Не нашлось им места, соответственно, и в национальной истории
закавказских народов, особенно в её массовом,
«школьно-популяризаторском» варианте», - безапелляционно заявляет
А.Бшеири.
Жаль,
что он не желает «вспомнить», для чего курды были массово заселены
турками-османами из других областей Передней Азии в Армению. Хотя сами
османские источники этого не скрывают – как раз для того, чтобы (в конце
концов, никуда от истины не уйти – курды всегда на Востоке славились
воинственностью) окончательно подчинить и держать в униженном состоянии
армянские земли, веками грабить имущество армян, пытаться вытравить из
них христианство и т.д. Ведь коль уж курд признаётся, что
к 1911 г. в Западной Армении этнических турок почти не было, то…
Кто ж тогда, наряду с турецкой армией и жандармерией, помогал
правительству младотурок осуществлять этническую зачистку Западной
Армении и других территорий от армян и других христианских народов?
Думается, что ответ напрашивается сам по себе… Ну а в отношении
Азербайджана и азербайджанцев – не будем вмешиваться, пусть себе затылки
чешут сами азербайджанцы. Лишь продолжим исследование и анализ тезисов
А.Бшеири: «Ни армяне, ни азербайджанцы ныне стараются не вспоминать,
например, что в Средние века значительными частями их территорий правила
курдская династия Шеддадидов, равно как грузины «не
помнят» о курдском происхождении их национальных героев Йованэ и Закариэ
Долгоруких. Представления о «загранице» тоже формировались под
влиянием советской пропаганды (вне зависимости от того, были ли они
согласными с её постулатами или нет) да под влиянием смутной
исторической памяти о дореволюционных временах. Для одних за колючей
проволокой жили «наши тюркские братья», для других – «наши
наследственные турецкие враги», но курдам в этих представлениях
отводилась роль набранного петитом примечания - то ли как отважным
борцам за свободу, то ли как зловещим террористам, но в любом случае не
как крупнейшему народу-соседу. Эти представления люди, сформировавшиеся в
советскую эпоху, понесли и в эпоху постсоветскую, когда колючая
проволока была снята и перед бывшими советскими людьми открылся мир,
который раньше воспринимался как другая планета».
Как
видим, и грузинам в итоге «досталось». Попутно – и русским. Род
Долгоруких – это уже, хотите или нет, и история России. Про семью
Долгоруких-Аргутянов (Аргутинских) вообще не говорю – чего уж там, если
курдский эксперт одним махом превращает армян и Армению в
«несуществовавшие понятия». Удивительно другое – то, что на эти
претензии в одночасье превратиться в творца истории уже не просто
Передней и Малой Азии, Армении, Ирана, Грузии и т.д., но и всего Кавказа
и даже всей России (вспомним-ка, какую роль отводили и отводят
российские историки разных веков тому же самому роду Долгоруких!), НИКТО НЕ ОТВЕЧАЕТ. Ни в Закавказье, ни в Иране, ни в
России. Что бы это могло означать? Знаете, взять да сказать, написать,
что, к примеру, великий итальянский композитор Джузеппе Верди – и не
итальянец вовсе, а, допустим, армянин или азербайджанец или иранец или
турок, очень легко. Или что великий фламандский живописец Питер Пауль
Рубенс «на самом деле» принадлежал семье армянских царей Рубенянов –
тоже, запросто! Сколько таких мифологизаций есть и поныне среди народов
Кавказа?! Неисчислимое множество – «крадём» друг у друга великих,
«крадём» у внерегиональных народов. Но в случае с курдским экспертом
А.Бшеири идёт другой процесс «кражи» - исторической. И на наш взгляд,
это мало чем отличается от «прихватизации» чужой истории, десятилетиями
осуществлявшейся в Турции и Азербайджане.
Ещё
один глубокий и, не будем скрывать, в чём-то объективный тезис
упомянутого курдского аналитика: «Между тем как раз в
годы после распада СССР курдский вопрос вступил в принципиально новую
фазу. В Ираке был создан «Свободный Курдистан», и таким образом
было положено начало созданию курдской государственности и формальной
международной легитимизации курдского движения, завершившееся для Южного
Курдистана сейчас, когда он признан как Багдадом,
так и международным сообществом. Наряду с
созданием де-факто курдской государственности в Ираке, шёл
процесс легитимизации курдского вопроса в Турции. Арест Абдуллы
Оджалана в 1999 г., как оказалось, не закрыл его, а наоборот ускорил,
лишив привязки к «терроризму». Отчасти под давлением со стороны
ЕС, отчасти в результате внутренних процессов в Турции начались
небывалые ранее реформы, и ныне Турция
семимильными шагами, хотя и с некоторыми временными отступлениями, приближается к вопросу о предоставлении курдам, по
крайней мере, культурного равноправия с турками. Ещё один фактор
состоит в том, что курды начали играть всё большую роль в органах
власти. Точнее говоря, этнические курды, всегда
составлявшие определённый процент в политической верхушке Турции, Ирана,
Ирака и Азербайджана, стали всё более осознаваться и осознавать себя и
осознаваться окружающими не как выходцы из среды некоего меньшинства, а
как представители курдской НАЦИИ. Вспомним, например, что курдское происхождение Гейдара Алиева служило для оппозиции
поводом для обвинений его в покровительстве РПК - обвинений,
конечно, вздорных и анекдотичных, но в указанном смысле чрезвычайно
показательных. В Ираке президент, вице-премьер, министр иностранных дел,
начальник генштаба и другие высшие чиновники даже официально считаются
представителями Курдистана. Турецкие политики перестали скрывать своё
курдское происхождение. Партия Демократического общества (ДТП),
откровенно поднявшая курдское знамя, проводит своих членов мэрами по
всем городам Курдистана и депутатами в турецкий парламент (впервые после
недолговечного присутствия курдских депутатов в начале 90-х гг.). Члены
правящей Партии справедливости и развития - курды, состоящие там в
большом числе, открыто лоббируют национальные интересы, и даже члены
старых кемалистских партий, ранее молчавшие о своём происхождении,
начали открыто и с гордостью заявлять «я – курд». Даже в турецкой армии
возникают проблемы, так как солдаты-курды отказываются
участвовать в операциях против РПК. Даже в
относительно далекой Иордании потомки исламского героя Салахэддина (а они составляют
значительную часть элиты королевства и занимают важные посты, включая
пост посла в России) чтут память о курдском происхождении
своего предка и считают себя этническими курдами. Наконец, в
Европе также усиливается курдская диаспора, насчитывающая более миллиона
человек и имеющая своих депутатов в европейских парламентах, не говоря
уже о членах муниципалитетов».
Конечно,
о курдском происхождении бывшего, ныне покойного президента
Азербайджана Г.Алиева, а значит – и его сына, нынешнего азербайджанского
президента Ильхама Алиева, было известно и в советское время. Видимо,
это самое курдское происхождение всего рода Алиевых и послужило
основанием для высшего руководства КГБ СССР в своё время для того, чтобы
генерал КГБ Г.Алиев, помимо поста 1-го секретаря КП Азербайджанской
ССР, был бы и куратором «Курдского вопроса» в советской контрразведке, и
контактировал бы с руководством той самой Рабочей партии Курдистана
(РПК), в том числе, возможно, и с самим её многолетним лидером
А.Оджаланом. Но почему же сами курды только сейчас решили публично
признать семью потомственных правителей Азербайджана «своей», курдской?
Судя по всему, в нынешней курдской политической элите на основании
каких-то импульсов от именно «мастеров» западной геостратегии пришли к
выводу, что ВРЕМЯ НАСТАЛО. А для чего «НАСТАЛО
ВРЕМЯ» - оставляем разбираться нынешней политической элите самого
Азербайджана, коль скоро семья Алиевых тесными узами связана именно с
этой республикой.
Дальше
г-н Бшеири приступает к резкой критике всех политиков Закавказья, но в
основном «достаётся» армянам и азербайджанцам. Впрочем, не забыты и
турки-османы. Что ж, поделом – сидят тут, понимаете ли, да рассуждают,
что было – чего не было, забыв о том, что рядом и другие-то народы
живут. Да и свои собственные интересы тоже имеют, а не обязаны
выслушивать армян да турок с азербайджанцами. Вчитаемся: «Каким же
образом реагируют на эти факты страны Южного Кавказа? Грузия - никак,
что, впрочем, легко объяснимо её собственными проблемами с Абхазией и
Южной Осетией. Армения и Азербайджан – скорее, негативно, хотя и по
разным причинам. Азербайджанская политическая мысль, к
сожалению, существовала во вполне советской парадигме «братства
(тюркских) народов» и «совместной борьбы братских народов против
(армянской) агрессии». Курдам в этой парадигме отводилась роль врага -
врага Турции, а значит и Азербайджана, пособника чёрных сил.
Неудивительно, что отступление турецкого правительства от линии
«бескомпромиссной борьбы» с силами реакции
воспринимается как неслыханная измена турецких оппортунистов. Представлению, что у Турции могут быть свои национальные
интересы, отнюдь не сводящиеся к борьбе за священную землю Карабаха, в
этой парадигме места вообще нет. Не менее мифологизированы
представления армян, особенно ультранационалистического,
дашнакского политического фланга. В традиционной картине мира курды
представлялись народом опасным, активно участвовавшим в геноциде; ныне
они режут головы туркам (и это хорошо), но одновременно претендуют на
«наши земли» (это очень плохо). Вывод: курды - временный и ненадёжный
союзник, с которым надо дружиться, одновременно держась за топор (или,
точнее, за традиционный атрибут дашнака - маузер).
В сущности, это был бой с тенью, и слава Богу:
страшно даже представить, что сталось бы с Арменией, если бы турки
начали бороться с ней так же всерьёз, как дашнаки хотят бороться с
Турцией. И это не только бой с тенью, а и бой, призом в котором служит
тень: Севрский договор 1920 г., отдававший армянам земли Западной
Армении, она же Северный Курдистан (об
этом дашнаки хорошо помнят), но так и не ратифицированный и не
вступивший в силу, а через 3 года вообще отменённый Лозаннским договором
(об этом дашнаки не помнят напрочь). Иными словами, «бой» идёт за
присоединение к Армении территорий, на которых проживает населения раз в
10 больше, чем в самой Армении, и при этом нет ни одного армянина. Как
говорили в таких случаях римляне – «Sаpienti sat» («Умному
достаточно»)».
Опять-таки,
оставим азербайджанцам (да и туркам) самим «отвечать» курдскому
эксперту. А вот с Арменией… Во-первых, Западная Армения никогда не была
«Северным Курдистаном», о чём прекрасно осведомлены все курды. Тому
порукой – те самые карты Средневековья, времени, к которому апеллировал
А.Бшеири, когда обосновывал древность пребывания курдов на Армянском
нагорье и на Кавказе. На картах Средневековья, хранящихся и на Западе, и
на Востоке, «почему-то» нет ни одной надписи о «Курдистане», зато
довольно крупными буквами (будь то латиница или арабская вязь!) указана
«Армения». Согласимся: хотя бы ради братьев-мусульман те же турки,
арабы, иранцы с удовольствием написали бы на своих картах «Курдистан», а
не «Армения»… Во-вторых, об участии курдов в Геноциде армян, в
особенности ряда кланов курдов-аширетов, говорят и сами курды – это не
«выдумка дашнаков». В-третьих, даже по данным Большой советской
энциклопедии выпуска 50-х гг. XX века, не говоря уже о западных
источниках, на территории Западной Армении и Амшена только в те самые
50-е гг. проживало до 1 млн (!) отуреченных или курдизированных (!)
армян-мусульман. Думается, что любой нормальный и логически мыслящий
человек в состоянии себе подсчитать и представить, сколько
армян-мусульман сейчас может проживать в Западной Армении и Амшене, даже
в силу простой арифметики естественного прироста населения. И это –
«нет ни одного армянина»?! Действительно, «Sаpienti sat» - «Умному
достаточно». Да не обидятся на меня курды, но для них именно армяне,
насильно оторванные от своих корней, истории, веры и т.д. – та же самая
«скрытая нация», причём на своей исторической автохтонной территории, а
не в качестве «гостей» или «приживалки»-квартиранта!..
Последние
два «удара» курдский аналитик наносит уже только по Армении и
армянскому этносу. И это понятно. В свете ожидающихся приготовлений к
«политическим родам» независимого Курдистана реально спутать карты может
только и только Армянский вопрос в международной политике. Как же не
«бить по армянам»-то?! «В последнее время армянские националисты,
однако, обнаружили новые реалии, и осознали их ровно настолько, чтобы
начать писать статьи, что курды - более не союзники им в их эпической
борьбе, и вообще народ дикий и опасный, по сравнению с которым сами
турки - Снегурочки. На деле обе проблемы между армянами и курдами -
геноцид и «наши земли» - поражают полнейшей надуманностью, - возмущается
А.Бшеири.- В отличие от турок, курды никогда не отрицали
геноцида и осуждали и сам геноцид, и участие в нём определённого
количества курдов и курдских племён. Но, в конце концов, геноцид был
организован не курдами; курды (в отличие от Турции) участвовали
в нём не на уровне институций, а на уровне
отдельных личностей, и эти личности давно уже в могиле. Что
касается до земель Западной Армении, то если речь идёт об исторической
справедливости - восстановлении армянских памятников, памяти жертв
геноцида, элементарном признании исторического армянского присутствия в
«восточных районах Анатолии» - то утверждение этой справедливости идёт
рука об руку с решением Курдского вопроса, в контексте общей
демократизации Турции и ликвидации кемализма и его последствий. Не зря
кампания по восстановлению исторических топонимов, которую предполагает
начать правительство под давлением курдов, включает также и
восстановление армянских названий. Если же речь идёт о «землях», то
требование Великой Армении до Тавра весьма странно звучит в устах тех
самых армян, которые не смогли освоить даже несколько районов вокруг
Нагорного Карабаха».
Ну,
вот и квинтэссенция всего, что сейчас происходит поблизости от Кавказа.
Открыта причина, по которой и нужно, чтобы наш регион пережил эту самую
геополитическую революцию, по которой начат процесс армяно-турецкого
урегулирования на основании «дорожной карты», приготовленной абы
швейцарцами, а на деле – США (и, кстати, печально знаменитый эксперт
еврейско-американского фонда «Heritage» («Наследие») Ариэль Коэн уже
признаётся, что в Вашингтоне «мастера» ИХ
геостратегии сейчас заняты подготовкой ещё двух «дорожных карт» - новой
армяно-турецкой и отдельной армяно-азербайджанской!..), а также
пресловутых Протоколов от 10 октября прошлого года… Сколько раз
предупреждали и сами американцы, и армянские эксперты, что всё это
направлено на узаконивание глубоко незаконного и преступного
большевистско-кемалистского Карсского договора от 1921 г., т.е.
подтверждение руками самих армян отказа от Нахичевана и Карсской области
– оккупированных территорий, по всем международным законам и нормам!
Просто земли-то эти – оказывается, уже не турок, а курдов. А эксперт
А.Бшеири загодя, превентивно предупреждает – и Армению, и зарубежную
армянскую диаспору: и думать не смейте о том, что в Западную Армению,
Амшен, Киликию и др. армяне возвратятся в качестве законных хозяев! Нет –
только в качестве…
Тут
и место для второго «заключительного удара» курдского автора. «Между
тем, открытие границы с Турцией приведёт к тому, что Армения
непосредственно столкнётся с курдами. Земли по ту сторону
- это именно Курдистан, как бы ни хотелось кому-то называть их
«Арменией»; живут там курды, главы
муниципалитетов - курды и т.п. Еревану необходимо выработать
политическую линию в их отношении, послав как можно дальше журналистов и
политологов, декламирующих: «мы должны благословлять турецкие штыки,
защищающие нас от диких курдов...». Что же касается самих курдов, то
здесь можно лишь процитировать президента
Курдистанского Региона Ирака Масуда Барзани, который заявил: «Мы
протягиваем руку дружбы и братства всем народам», - в упоении от
осознания собственной этнической мощи разглагольствует г-н Бшеири. Смысл
только один: армяне, забудьте о вашей стране! ЭТО ТОЛЬКО
КУРДИСТАН!.. Мы бы добавили: «Великий Курдистан», которого ни
исторически, ни как-нибудь ещё на самом деле никогда в регионе не было,
но который в обилии имеется в умах нынешних курдских лидеров и который
не скрывают курды на своих картах ближайшего будущего и Малой, и
Передней Азии (вместе с Закавказьем). И если помнить, как курдский мэр
Диарбакыра Ойдемир в течение истекших месяцев нынешнего года
дважды—трижды зазывал армян вернуться в их некогда родной город, где до
Геноцида армяне составляли не менее 40-50%% населения, то, сопоставляя
эти призывы с мыслями эксперта-аналитика А.Бшеири, получается, что
теперь курды хотят иметь «под рукой» армян в Западной Армении в качестве
«своих» рабов, эксплуатируемой и бесправной массы…
На
наш взгляд, соответствующие отраслевые специалисты и стран Закавказья, и
Ирана, и России просто обязаны сейчас «проснуться» да и напомнить
курдам, как и когда и по каким причинам происходила частичная
инфильтрация курдского этнического элемента на Кавказ. А то ведь – кто
знает? – сейчас курдские ультра претендуют лишь на армянские области
Турции, Северный Ирак, Северную Сирию и Северо-Западный Иран, а завтра? В
годы правления семьи Алиевых курды массово переселялись в Нахичеван,
территории, непосредственно примыкающие к зоне конфликта между Арцахом и
Азербайджаном, в Гянджу и т.д. Об этом писал азербайджанский журналист
Эйнулла Фатуллаев, забив тревогу в связи с курдизацией региона, за что
его и упекли в тюрьму на 8 лет! Есть вкрапления мест компактного
проживания курдов и в Грузии, и в Армении, и на российском Северном
Кавказе. Какие гарантии, что в условное «завтра-послезавтра» лидеры
курдских ультра не предъявят «счёт» грузинам, армянам, азербайджанцам
(вся ж статья А.Бшеири как раз на это и направлена – доказать, что курды
и только курды были движущей силой истории Закавказья!), народам
Северного Кавказа – мол, отдайте нам то, где мы живём?! Мы, курды,
всегда же решали судьбы Кавказа!.. Быть может, пора чтобы истинные
хозяева Кавказа ответили бы, наконец, курдским ультранационалистическим
лидерам, а заодно – и их заокеанско-ближневосточным реальным «хозяевам
игры»???
Впрочем,
в одном из «заключительных ударов» по армянам курдский автор походя
серьёзно «укусил» и Азербайджан. Вот чему он пытается учить
азербайджанцев: «То же касается и Азербайджана, связь которого с
Европой, в конце концов, осуществляется через курдские земли. Через те
же земли будет проложен трубопровод «Набукко», что ещё более увеличивает
их политическое и стратегическое значение. В такой ситуации больше всех
выиграет тот, кто первым выработает разумную стратегию в отношении
курдов». Не признать всей многозначительности намёка на «толстые
обстоятельства» курдизации Западной Армении, адресованного Азербайджану,
в особенности в свете относительно недавней мощной диверсии на
нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан (осень 2008 г.), осуществлённой
партизанами РПК, - означает просто ничего не понимать в политике и
современной геополитической мозаике региона.
На
наш взгляд, приведённые тезисы из статьи курдского эксперта А.Бшеири и
наши комментарии к ним вполне убедительно доказывают, что у нас на
Кавказе есть куда более важная «скрытая нация», чем черкесы, судьбой
которых внезапно озаботились американцы, грузинские власти и иже с ними.
Да и сами черкесы просто обязаны понять, что на фоне новейшей
актуализации Курдского вопроса в регионе их просто используют – образно
говоря, подставляют, дабы «черкесский фон» оттенил бы реально
осуществляемый проект «геополитической революции» в регионе. Всегда надо
помнить, что единственная страна, которая начиная с лет «перестройки и
ускорения», стремилась установить своё безоговорочное лидерство и даже
господство над Кавказом и соседними с Кавказом регионами, - это США или,
вернее, тандем США-Израиль. Так что и курды, конечно – всего лишь ИНСТРУМЕНТ в руках разного рода «ариэль-коэнов». И,
кстати, это именно и есть на сегодня одна из главных, если и не
основная, задача соответствующих специалистов из стран Кавказа (включая
Россию, разумеется) и Ирана – объяснить курдам, насколько неправильно
для них и будущего их нации позволять внерегиональным силам использовать
курдов против других стран и народов региона.
Ованес Горгинян (Земляческое объединение Трабзон-Ардвин-Батум) armenia today
|