О.И.Жигалина, Институт Ближнего Востока
Турецкий и Иракский Курдистан являются «сердцем» этнического
Курдистана. Однако политический процесс в курдских ареалах Турции и
Ирака развивается по-разному. Это связано как с внутренними, так и с
внешними факторами, состоянием курдского движения, опытом
освободительной борьбы, авторитетом руководства и рядом других
факторов. Он зависит от конкретных социально-политических и культурных
условий, страновой специфики. Большое значение для турецких курдов,
борющихся за самоопределение, имеет создание и развитие Курдистанского
региона Ирака. Достижения иракских курдов и их опыт весьма важны для
оппозиции турецких курдов, стремящихся к официальному признанию
курдской (этнической) идентичности и созданию автономии в Турецком
Курдистане. Нерешенность курдского вопроса в Турции
является одной из преград вступления ее в ЕС. В связи с этим в течение
текущего года турецкое руководство прилагало усилия для смягчения
напряженности в этом вопросе. В финальной Резолюции 7-й международной
конференции «ЕС, Турция и курды» от 18 ноября 2010 г. отмечался
определенный прогресс турецкого руководства в предоставлении турецким
гражданам курдской национальности их гражданских прав, либерализации
законов использования курдского языка на курдском TV, радио и в
тюрьмах. В то же время в Резолюции подчеркивалось несоблюдение Турцией
ряда международных конвенций и протоколов, что ведет к нарушению прав
человека и, в частности, касается содержания и здоровья А.Оджалана,
лидера РПК. Требования, предъявленные ЕС Турции по курдскому вопросу,
были изложены в Резолюции из 22 пунктов. Они нацелены на смягчение
турецко-курдских отношений. Так, например, один из них касается свободы
самовыражения и, в частности, функционирования курдского телеканала
РожТВ и других курдских СМИ в Европе, против которых выступает Турция.
Важным является то, что ЕС намерен оказывать политическую и финансовую
помощь созданию демократической платформы для проведения переговоров
между Турцией и курдскими представителями с целью мирного решения
курдской проблемы с полной реализацией права свободы самовыражения,
уважения всех курдских организаций и лиц. Другим серьезным
аспектом является требование привлечения Турции к борьбе с
криминализацией курдских организаций в Европе, членами которых являются
и турецкие курды. В Резолюции содержатся также
предложения для начала мирных турецко-курдских переговоров. Так,
например, в пункте 15, в частности, говорится, что с целью [i]
выработки долгосрочной резолюции по курдской проблеме Турции необходимо
обеспечить институт демократического участия для всех политических
партий и гражданских общественных организаций, начиная с
[ii]освобождения А.Оджалана и признания РПК как не террористической
организации. Чтобы обеспечить проведение переговоров, Конференция ЕС
потребовала от ЕС и США вычеркнуть РПК из списка террористических
организаций. Конференция позитивно оценила усилия турецкого
правительства через референдум внести поправки в турецкую конституцию с
целью ее демократизации. Конференция рекомендовала
признать мораторий РПК на ведение вооруженных действий и прекращение
всех перекрестных военных действий на границе с Ираком, уважения
территориальной целостности Ирака, прав человека и власти закона, чтобы
не допускать жертв со стороны мирных жителей. Вооруженные действия
беспокоят Региональное правительство Курдистана и способствуют
региональной нестабильности. Несоблюдение Турцией этих условий
отодвигает время ее вступления в ЕС. Тем не менее, турецкое
правительство несколько скорректировало свою позицию по курдскому
вопросу, прекратив вооруженное преследование бойцов РПК на
турецко-иракской границе. При этом Т.Р.Эрдоган подчеркнул, что если
только будет замечена какая-либо активность РПК, то силы безопасности
будут вынуждены исполнять свои обязанности. В развитие
проведенного 12 сентября референдума по конституции правительство
Эрдогана стало предпринимать осторожные шаги для ведения переговоров с
курдами, пытаясь заставить их навсегда сложить оружие и разрешить
курдскую проблему мирным путем. РПК продлила начатое еще в
августе текущего года прекращение огня по указанию А.Оджалана,
содержащееся в письме, переданном турецкой стороной. Официальные
турецкие представители имели непосредственные контакты с А.Оджаланом,
но отказались «торговаться с террористами».[iii] Созданию
условий для переговорного процесса мешают противоречия по этому вопросу
в турецком руководстве, поскольку далеко не все разделяют принятый
Эрдоганом курс в курдском вопросе и усилия по сближению с курдской
оппозицией. Так, например, спикер турецкого парламента Мехмет Али Сахин
заявил, в частности, что обращение к парламенту депутатов Партии
демократии и мира на курдском языке противоречит ст. 81 Закона о
политических партиях, согласно которому политические партии не могут
использовать другой язык кроме турецкого, в своих уставах, конгрессах и
пропаганде. Турция единственная страна, в которой есть такой закон, и
спикер отметил, что у нарушивших его возникнут проблемы.[iv]
Вместе с тем отсутствие консолидированного курдского национального
движения в Турции осложняет развитие мирного решения курдского вопроса.
Суть проблемы, однако, не сводится только к урегулированию отношений с
РПК, в руководстве которой также существуют различные мнения. Одни из
них придерживаются жесткой линии, выступают против перемирия и
контактов с турецким руководством. Другие ориентируются на указания
А.Оджалана с целью развития мирного переговорного процесса с турецкими
властями. Разброд мнений в руководстве РПК дает свободу действий для
экстремистских группировок, разделяющих идеологию А.Оджалана, но не
согласных с перемирием. Так, например, активизировались «Свободные
соколы Курдистана», осуществившие в Стамбуле взрыв. Причем смертник,
причастный к нему, являлся членом РПК.[v] Подобные акты играют не в
пользу РПК и курдов в целом. Несмотря на сохраняющуюся
напряженность в турецко-курдских отношениях, можно все же утверждать о
позитивных сдвигах в процессе курдского урегулирования в Турции, хотя и
весьма робких. В то же время нельзя исключать, что в будущем году
ситуация может резко измениться. Это будет связано с проведением
всеобщих выборов в Турции. Усилия Эрдогана в смягчении напряженности в
Турецком Курдистане и вокруг него используются против него его
оппонентами, которые остаются на жестких антикурдских позициях и
рассматривают примирение с курдами как повод для начала беспорядков.
Вместе с тем, политические позиции исламских демократов, по мнению
некоторых аналитиков, весьма прочны. Тем не менее, новое
осмысление курского вопроса в Турции уже произошло. Новые подходы к
решению курдского вопроса ищут не только курдские интеллектуалы, но и
турецкий истеблишмент, о чем свидетельствует, например, изменение
отношения турецкого руководства к Курдистанскому региону Ирака. Развитие
контактов с его руководством позволяет Анкаре, в частности, следить за
отношениями иракских и турецких курдов. Ситуация в
Иракском Курдистане и участие его руководства в политическом процессе в
целом способствует укреплению значимости Курдистанского региона во
внутренней и внешней политике Ирака. В переговорном процессе между
различными политическими фракциями, участвовавшими в парламентских
выборах в марте 2010 г. М.Барзани позиционировал себя как тонкий и
умный политик, которому удалось добиться подписания соглашения,
ставшего платформой для переговоров по вопросу формирования нового
иракского парламента. Это явилось началом выхода Ирака из 8-месячного
кризиса власти. Это соглашение, по мнению М.Барзани, основано на дружбе
и уважении всех этносов, сект и религий. Он также отметил, что
отношения между Эрбилем и Багдадом будут основываться исключительно на
конституции страны. [vi] Президент США Б.Обама
поблагодарил М.Барзани за его усилия в деле решения сложной
политической проблемы и подтвердил, что Соединенные Штаты продолжат
оказывать помощь Ираку и Курдистанскому региону. [vii]
Сохранив за собой пост президента Ирака, курды рассчитывают получить
посты министров финансов или нефтегазовой промышленности. Формирование
нового кабинета министров новый премьер-министр Н.ал-Малики
рассчитывает завершить через месяц. Однако имена спикера и двух его
заместителей уже известны.[viii] Это весьма
ответственный момент для Ирака, поскольку новое правительство будет
определять его внутреннюю и внешнюю политику до 2014 г. М.Барзани при
этом подчеркнул, что Курдистанский регион является частью Ирака и будет
решать свои проблемы совместно с Багдадом на основе уважения интересов
других этносов, религиозных общин и политических течений.[ix]
В то время как курдские политики увеличивают свои политические
дивиденты в коридорах центральной власти, их оппоненты подвергают
критике и систему их управления Курдистанским регионом и их
внешнеполитическую ориентацию. Они полагают, что руководство региона,
состоящее преимущественно из членов ДПК и ПСК, проводит курс, не якобы
отвечающий интересам большинства курдского населения. В качестве
альтернативной они выдвигают позицию движения «Горан» (Перемены),
являющуюся, по их мнению, демократичной, которая направлена на решение
насущных проблем иракских курдов. Это движение пользуется поддержкой
курдской диаспоры Европы и Соединенных Штатов. Его сторонники
полагают, что США делают ошибку, поддерживая «жесткий и репрессивный»
режим /имея ввиду руководство курдских партий и регионального
правительства Курдистана - О.Ж. /. «Горан» считает, что стабильность в
регионе может обернуться продолжительными протестами и беспорядками,
направленными против коррупции, непотизма и авторитаризма местной
власти.[x] Все это свидетельствует о том, что успех
завершения текущего политического года вовсе не означает возможность
его развития в будущем году, когда из Ирака будут выведены коалиционные
войска. Несмотря на заверения Б.Обамы поддерживать иракских курдов,
внимание Вашингтона переключается на другие регионы. Предстоящий год может быть сложным и проблемным как для турецких, так и для иракских курдов.
Урегулирование проблем спорных территорий может предоставить М.Барзани
шанс для укрепления своих политических позиций. Это даст ему
возможность претендовать на переизбрание президентом Курдистанского
региона на третий срок. В противном случае этот пост может перейти от
представителя традиционной курдской элиты и бывшего полевого командира к
представителю нового поколения европеизированных технократов. Это
обстоятельство в определенной степени может изменить направление
политического и социально-экономического развития Курдистанского
региона Ирака. Перспективы урегулирования курдского
вопроса в Турции в определенной степени будет зависеть от результатов
предстоящих всеобщих выборов и позиции тех политических сил, которые
возглавят турецкое руководство. В то же время стремление Турции
вступить в ЕС будет способствовать развитию процесса курдского
урегулирования в Турецком Курдистане.
|