В Соединенных Штатах усиливаются сомнения в правильности стратегии, избранной Бараком Обамой против «Исламского государства». Согласно данным независимых исследователей, организация Абу Бакра аль-Багдадипосле начала бомбежек укрепила и расширила свои позиции в Сирии.
В свое оправдание Белый дом может ответить, что в Ираке стратегия воздушной войны против ИГ принесла ощутимые плоды и что там наступление джихадистов остановлено главным образом благодаря действиям международной коалиции. Курды и иракские войска сумели даже выбить отряды ИГ из ряда городов.
Кроме действий в районе Кобани, коалиция не предпринимает особых усилий по борьбе с ИГ. Это позволило джихадистам не только консолидировать свои позиции на северо-востоке Сирии, где с самого начала и находился их основной плацдарм, но и захватить новые территории на западе страны и даже потеснить правительственные войска в районе Дамаска, контролируемого режимом Башара Асада. Однако в Сирии результаты трехмесячной кампании пока оставляют желать лучшего. В этой стране сейчас почти три четверти всех ударов возглавляемой США коалиции сконцентрированы на курдском городе Кобани, расположенном недалеко от границы с Турцией. Удары с воздуха помогли курдам отстоять этот стратегически важный пункт, за который продолжаются ожесточенные бои.
«ИГ однозначно сумело укрепить свои позиции в Сирии,- цитирует Wall Street Journal полковника Патрика Райдера, пресс-секретаря Центрального командования ВС США, который отвечает за освещение кампании на Ближнем Востоке,- но наша главная цель заключается не в этом. Я бы не стал называть Сирию безопасным прибежищем для ИГ. Скорее, это место, где им легче, чем в Ираке, организовываться, планировать свои действия и скрываться».
Очевидно, недостаточность результатов кампании понимают и в Вашингтоне. По сообщениям в американской печати, в Белом доме сейчас изучают возможность отказа от стратегии «в первую очередь Ирак» и переходу к более энергичным действиям на территории Сирии.
Сейчас в Вашингтоне прорабатываются разные варианты. Например, Пентагон предлагает создать буферную зону вдоль границы с Турцией, которую будет охранять американская авиация. Американские военные также могут начать координировать удары коалиции с командованием умеренной сирийской оппозиции и поставлять отрядам курдов, воюющих сейчас в Сирии, более современное оружие.
У предложения активизировать борьбу с ИГ на территории Сирии в американской столице есть немало противников. В основе их аргументов – нежелание втягивать Америку в кровавую гражданскую войну в Сирии. Опасность этого очевидна после только что закончившихся войн в Ираке и Афганистане, но также и очевидны угрозы, которые несет усиление джихадистов Багдади.
Вопрос приоритета между Сирией и Ираком станет ребром, возможно, уже в начале февраля, когда в ходе утверждения нового министра обороны США стратегию борьбы против ИГ наверняка захотят обсудить в Конгрессе США. Здесь следует иметь в виду, что обе палаты высшего законодательного органа сейчас контролируются республиканцами, настаивающими на более активном участии США в событиях в Сирии, а также то обстоятельство, что в сенатском комитете по вооруженным силам сменился председатель. Сейчас его возглавляет сенатор Джон Маккейн, который никогда не скрывал недовольства «беззубой», по его мнению, политикой администрации на Ближнем Востоке.
В администрации Обамы продолжают считать, что в Сирии следует ограничиться подготовкой бойцов умеренной сирийской оппозиции, хотя и понимают, что дело это очень долгое. Пентагон, кстати, объявил сегодня об отправке более 400 военных для подготовки сирийских повстанцев, которая, очевидно, начнется уже этой весной. Правда, где будут находиться тренировочные лагеря, в военном ведомстве США не уточняют. Свою территорию для этих целей уже предложили Турция, Катар и Саудовская Аравия.
В Белом доме не хотят более энергично бомбить позиции ИГ в Сирии еще и из-за опасений, что плодами бомбежек воспользуется Дамаск, который воюет не только против оппозиции, но и против ИГ. Вашингтон тесно сотрудничает с Багдадом в борьбе против Исламского халифата в Ираке, но позволить себе такую же роскошь в Сирии он не может.
Проблема влияния ИГ в Сирии очень похожа на проблему, с которой американцы столкнулись в Афганистане и которую они так и не смогли решить. Афганские талибы, которых путем огромных усилий и жертв удалось в целом вытеснить из Афганистана, нашли убежище в соседнем Пакистане, откуда они продолжили успешно сражаться с войсками Натовской коалиции.
http://expert.ru/2015/01/17/nulevoj-effekt/?ny