Национальный Конгресс Курдистана в 2007 году принял
постановление ежегодно 14,15 и 16 мая
провести как Праздник
«Дни курдского языка» Курдский язык относится к
индоевропейской языковой семье. Диалекты курдского языка относятся к
северо-восточной подгруппе индоиранских языков. Иранская ветвь по числу
языков является самой богатой языковой ветвью. Курдский язык — это
независимый язык со своей историей развития, грамматикой и живым
словарём. Современный курдский
язык является преемником древнего мидийского «прото-курдского» языка. На сегодняшний день на различных диалектах курдского
языка говорит более 40 миллионов человек на среднем востоке, территории
Курдистана.
Диалекты. Диалекты
курдского языка делятся на несколько категорий:
Северные диалекты: курманджи (kurmanji) и
бадинани (badínaní) Центральные
диалекты: сорани (soraní) Южные
диалекты (например: пехлевани/пахлаваник).
Курманджи (Zmanê Kurmancî) является одним из самых распространенных диалектов
курдского языка. На курманджи говорят в восточных регионах Турции и на
севере Сирии. На курманджи говорият 80% курдов. Центральные диалекты курдского
языка. Центральные диалекты курдского языка часто носят
название сорани. В то же время сорани является языком западного
Курдистана (иранский Курдистан) и южного Курдистана (иракский
Курдистан), на котором говорят порядка 8 миллионов человек. Наиболее
распространенные центральные диалекты курдского языка — это mukrí, erdelaní, germíyaní, soraní, xushnaw,
píjhder, píraní, wermawe и hewlerí. Название диалекта сорани происходит от названия
бывшей провинции Сорани*. В Сулеймании (Оттоманская империя) были
созданы школы, выпускники которых могли продолжать обучение в Истамбуле.
Это и послужило причиной того, что Сорани (на котором говорили в
Сулеймании) фактически сместил Хеврами с позиции литературного языка.
Макензи пишет, что современный курдский сорани фактически является
идеализированной версией сулейманского диалекта, в котором используется
фонемная система диалектов píjhdar и
mukrí. Две другие группы диалектов курдского языка это
группа диалектов димили (или же заза) и группа хеврами, называемая также горани. Все
диалекты делятся в свою очередь на субдиалекты.
В некоторых источниках
южно-восточная ветвь индо-иранских языков лури классифицируется как подгруппа
курдского языка. Несмотря на то, что в лури содержится огромное
количество курдских слов, вопрос о связи между лури и курдским языком
остается не решенным. Ниже представлены дни недели на курманджи и
сорани Дни недели Русский | Курманджи | Сорани | Сокращение | | | | | суббота | şem | shamma | Sh | | | | | воскресенье | yekşem | yekshamma | Ye | | | | | понедельник | duşem | dûshamma | Du | | | | | вторник | sêşem | seshamma | Sé | | | | | среда | çarşem | chwârshamma | Ca | | | | | четверг | pêncşem | penjshamma | Pé | | | | | пятница | în | jum'a** | Ín |
Примечания: * Соран — историческая
область в Курдистане, охватывает области Брадост, Хакурке, Киркук,
Сулеймания, часть Дианы, Шаклава, Дукан, Ревандуз (Хавдиян и Балакан),
Шино, Мехабад и др. В источниках, с эры Сассанидов, так же как и в
ранний Исламский период, деревни в окрестности востока Мосула и Тигра
упоминаются как Ба Сорен (Сирийский язык: Бейт Соран) буквально «Земля
Соран». Это название, возможно, связано с арианским кланом Соран,
который во время господства Яздгирда в Персии, управляли, той
территорией, что сегодня известна как иракский Курдистан. Одноименный Эмират
Соран — (курдский язык: سۆران), был курдским эмиратом, который объявил
независимость в 1816. Находился в северо-восточной части иракского
Курдистана больше шести десятилетий, пока это не был упразднён
Оттоманскими войсками в 1835. Его столицей в течение большинства времени
существования государства, был город Ревандуз. До объявления
независимости это был автономный эмират в пределах вилайета Шаразур.
Город Киркук был центром вилайета Шаразур до 1879 г., когда этот вилайет
был превращен в санджак и включен в состав вилайета Мосул. ** Джума (араб.
«день собрания»). В исламе — Джума-намаз (араб. صلاة الجمعة — салат
аль-джума: соборная молитва) — пятничная послеполуденная соборная
молитва мусульман. Соблюдение этого обязательного (для мужчин) обряда
предписывается Коране (Сура «ал-Джумуа», 62:9–10): «О те, которые
уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь
к поминанию Аллаха и оставляйте торговлю. Так будет лучше для вас, если
бы вы только знали. Когда же молитва завершится, то расходитесь по
земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы
преуспеете». В Хадисах Пророк Мухаммад отметил самый важный день в
календаре такими словами: «Пятница — это госпожа [глава] дней! Она
является более величественной, чем день праздника Разговения
(Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения», а также сказал: «Кто
оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того
будет запечатано Господом». Время совершения — это время полуденной
молитвы Зухр. Совершается только в мечетях и в местах, специально
отведенных для молитвы-Намаза. Именно исламского фактор стал причиной вытеснения
общекурдского названия пятницы (în) и
замены ее на арабское «Джума» на языке
проживающих в Восточной (иранской части) и Южной (иракской части)
курдов - носителей соранийского диалекта.
Материалы по теме: Central Kurdish dialects
group (пер. Дмитрий Ловерманн)Dr. A.
Hassanpour, Nationalism and Language in Kurdistan 1918 - 1985, Mellen
Research University Press, USA, 1992 Jemal
Nebez, Toward a Unified Kurdish Language, NUKSE 1976 Prof. M. Izady, The Kurds, A Concise Handbook, Dep. of Near
Easter Languages and Civilization Harvard University, USA, 1992 Сулейманийский
диалект курдского языка (З.А.Юсупова, 1985 г.) При подготовке статьи использованы
материалы сайта http://www.lingvisto.org/ru/kurdish
Лятиф Маммад http://kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=406&Itemid=1
|