Ольга Мазал,
На
этой неделе Турция вспоминает курдского певца Ахмета Кая. Десять лет
назад 16 ноября 2000 года он ушел из жизни вдали от родины, в Париже.
Сегодня в крупных городах Турции курдские певцы собирают многотысячные
залы, курдская речь слышна повсюду, можно свободно купить книгу или
диск на курдском языке. Во времена славы Ахмета Кая, в 90-ее годы
прошлого века требовалось немало мужества, чтобы просто произнести слово
«курд» или «курдский» публично. Тогда, за год до своей
смерти от сердечного приступа, 10 февраля 1999 года на церемонии
награждения в зале Принцесс-отеля в Стамбуле, будучи на вершине своей
славы, Ахмет Кая, произнес те роковые слова, которым следовало
кардинально изменить не только его жизнь, но и жизнь всей страны. Его
выбрали лучшим исполнителем «протестной музыки» года. Выйдя на сцену,
Ахмет Кая сказал следующее: «В новом альбоме, который я хочу скоро
выпустить, будет песня на курдском языке, я сниму клип на эту песню.
Уверен, что среди присутствующих здесь есть смелые телевизионщики,
которые помогут мне».
Заявление произвело эффект разорвавшейся
бомбы. Публика раскололась на два лагеря: в записи с церемонии
награждения отчетливо видно, что часть зала начала аплодировать, а
другая – в негодовании вскочила со своих мест. В адрес певца стали
звучать оскорбления, полетели вилки, мелкая монета. Один из турецких
поп-певцов Сердар Ортач вышел на сцену и, обращаясь к Ахмету Кая, спел
следующие строки «Это отечество в наших руках, Турция на пути
Ататюрка». Журналисты плотным кольцом окружили Ахмета Кая, камеры
нависли прямо у него над головой. Не в силах более выносить
происходящего, певец покинул церемонию награждения. Вслед ему летели
оскорбления. «Предатель родины», «бессовестный» - кричали ему.
Тут
же началась кампания по травле певца в прессе. Наиболее активную роль в
этом деле сыграла турецкая газета «Хюрриет». Выходили статьи,
обвиняющие Ахмета Кая в терроризме, разжигании межнациональной розни.
Газета прибегала даже к откровенному фотомонтажу и клевете. Стамбульский
Суд Безопасности возбудил уголовное дело против певца сразу после
публикации в газете «Хюрриет» фотографий с концерта Ахмета Кая 1993
года в Берлине, организованном Ассоциацией курдских бизнесменов. Он был
приговорен сначала к 10 с половиной годам тюремного заключения, а потом
к 3 годам и 9 месяцам за «подстрекание к национальной розни и помощь
раскольнической организации РПК».
Ахмет Кая иммигрировал во
Францию, где и прожил свои последние дни. Как писал один из выдающихся
курдских интеллектуалов и поэтов начала XX века Нуреддин Заза: «Быть
изгнанным – значит быть обреченным на вечное одиночество. Как неспешно и
прекрасно течет эта река, но ее красота не трогает ни единой струны
моей души. Она не похожа на реки из моего детства. Меня спрашивают,
почему тень печали не сходит с моего лица. Однако, когда я отвечаю им,
они не слышат меня, потому что они не понимают моего горя». Ахмет Кая
пережил все: и преследование, и изгнание, и горести жизни на чужбине.
Певец
прожил всего 43 года, но много успел сделать за свою недолгую жизнь.
Ахмет Кая родился в 1957 году в городе Малатья на востоке Турции в
бедной семье. Учась в школе, он начал подрабатывать в музыкальном
магазине, продавая кассеты и пластинки. Из-за сильных материальных
трудностей семье Кая пришлось перебраться в Стамбул. Ахмет бросил школу и
подрабатывал разнорабочим, уличным торговцем, подмастерьем. Не смотря
на сложности с турецким языком, проблемы с законом (Ахмет Кая в 16 лет
первый раз попал в тюрьму) и постоянные материальные трудности, именно в
Стамбуле он начал серьезно заниматься музыкой. Его путь к успеху
начался с любительских выступлений в Народной ассоциации. Особенно
хорошо ему давалась игра на багламе – ближневосточном национальном
инструменте.
Уже в 1985 году вышел его первый альбом «Не плачь».
Глубокий проникновенный голос Ахмета Кая покорил сердца многих. Секрет
популярности певца заключался в «протестности» его лирики. 80-90 годы
прошлого века для Турции были тяжелым временем. Это был период
непрекращающихся боевых действий на востоке страны, «таинственных
убийств» представителей интеллигенции, гегемонии военных и экономических
трудностей. Турецкое общество как никогда в то время нуждалось в
«глотке свежего воздуха», в надежде на более свободное демократическое
будущее. Лирика Ахмета Кая отличается богатым языком и несет в себе
глубокий скрытый смысл. В атмосфере социальной и политической
нестабильности, цензуры и гонений на левые идеи, наполненные
аллегориями и двойным смыслом песни Ахмета Кая покорили публику. В
своей лирике он затрагивал темы одиночества и тюрьмы – песни «Его звали
Бахтияр», «Я попал в беду» и «Найди меня, мать», социалистической
утопии - «Не плачь», войны – «Словно песок», родины и чужбины – «Я
ухожу».
1986 год стал важным в жизни Ахмета Кая: на студии
«Деишим» вышел его альбом «Рассветная песня» и он женился на Гюльден
Хаялоглу, сестре известного поэта и музыканта Юсуфа Хаялогу. В 1987 году
у него родилась дочь Мелиса.
В конце 80-х годов певец большое
внимание уделял игре на багламе. Один из ярких примеров его виртуозной
игры на этом музыкальном инструменте – аранжировка к песне «Друг».
Вышедший
в 1994 году альбом «Мои песни горам» побил все рекорды продаж и
разошелся тиражом в 2 800 000 экземпляров. Альбом получился более
смелым и условно «курдским». В песнях этого альбома были затронуты
темы нераскрытых убийств – песня «Час убийства», уходящей в горы
курдской молодежи - песня «Свободный голос». Именно из-за слов этой
песни концерты Ахмета Кая были отменены, а альбомы арестованы. «Я не
могу врать тебе, что однажды твой брат вернется с гор, тот, кто уходит
никогда не возвращается», - вот слова, которые не на шутку всколыхнули
Турцию.
Не смотря на свои, мягко говоря, напряженные отношения
с властями Ахмет Кая активно работал на телевидении. Он писал музыку к
фильмам и даже вел собственную передачу под названием «Пароход Ахмета»
на турецком телеканале «Д».
Чем более популярной становилась
протестная лирика Ахмета Кая, тем больше он задумывался о необходимости
написания музыки на родном курдском языке. Перед глазами у певца
проходили исковерканные судьбы курдских певцов – травли, гонения,
ссылки и тяготы жизни на чужбине. Певец выпустил 22 альбома, но у него
была всего одна песня на курдском языке. Она называлась «Караван».
Ахмет Кая, чувствуя моральный долг перед своим народом, решился заявить
о новой песне на церемонии награждения в Принцесс-отеле. Однако
воплотить в жизнь мечту певца суждено было лишь только его
последователям. Песня на курдском языке «Караван» вошла в альбом
«Прощай», выпущенный в 2001 году посмертно друзьями Ахмета Кая. Клип на
песню также был снят. Воля певца была исполнена.
Жажда
перемен, популярность левых идей и протестные настроения в Турции имели
свои границы. Они закончились там, где начался «курдский вопрос». После
знаменитой речи в Принцесс-отеле от Ахмета Кая отвернулись многие
последователи и фанаты. После того, как он поднял болезненный для
турецкого общества вопрос курдской идентичности, его заклеймили
«предателем» и «раскольником».
Многое поменялось в
современной Турции. Открываются курсы курдского языка, курдские дома
культуры, уже никто не запретит курдам говорить в общественных местах
на своем языке и слушать народную музыку, партии прислушиваются к
чаяниям курдских избирателей. Даже глава турецкой националистической
Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу в эту годовщину
смерти Ахмета Кая возложил цветы на его могилу в Париже. Именно за все
эти демократические достижения Ахмет Кая и многие другие в свое время
заплатили собственными жизнями.
kurdistan.ru