Сближение
Турции и ИРИ по ближневосточной проблеме в определенной степени
сказывается и на состоянии курдского вопроса в странах Западной Азии.
Турция,
Иран и Сирия проводят согласованную политику по курдскому вопросу,
направленную на борьбу с курдской оппозицией. На недавней встрече
министра иностранных дел ИРИ г-на Моттаки с сирийским президентом
Башаром Асадом и представителями турецкого правительства состоялось
обсуждение программы действий против курдской оппозиции, включая силовые
методы борьбы.
Действительно, в «курдской» политике турецкого и иранского руководства
прослеживается определенное сходство: с одной стороны, ведется силовая
борьба с курдской оппозицией в Турецком и Иранском Курдистане и за их
пределами, а с другой – предпринимаются усилия для экономического и
политического развития курдских ареалов Турции и Ирана. Оба государства
ведут также активную политическую и экономическую политику в отношении
Курдистанского региона Ирака. При этом они солидарны по вопросу формы
его самоопределения: они негативно относятся к проблеме курдской
«независимости» и препятствуют процессу формирования курдской
государственности. Поэтому они способствуют ограничению завоеванных
иракскими курдами прав. В то же время они пытаются использовать иракских
курдов в своей борьбе с оппозицией турецких и иранских курдов. При этом
ИРИ пыталась демонстрировать свою военную силу.
За последние шесть месяцев иранская армия дважды выдвигалась к
ирано-иракской границе, находясь на грани ее пересечения. Она
обстреливала деревни мирных жителей, вынужденных спасаться. Региональное
правительство Курдистанского региона Ирака направило в связи с этим
протест иранскому руководству.(1)
Намеченный на 2011 год вывод американских войск из Ирака, по-видимому,
вселяет ИРИ и Турции надежду на укрепление их региональных позиций. В
этой ситуации они, очевидно, намерены использовать курдский фактор. По
сообщениям зарубежных СМИ, Иран и Турция создали в Курдистане секретные
«наступательные оперативные базы» (Forward Operating Bases- FOB) для
осуществления совместных военных действий против курдских бойцов,
предотвращения перехода границ, осуществления пограничных инспекций и
т.д.(2) При этом центральное руководство Ирака и американское
командование хорошо осведомлено о перекрестных военных турецко-иранских
операциях на территории Курдистанского региона, руководство которого
намекало еще не сформированному правительству Ирака принять надлежащие
меры для пресечения подобных акций. (3)
В условиях политической напряженности в регионе и Ираке в целом
иракские курды рассчитывают на поддержку Соединенных Штатов,
сотрудничают с Израилем, что делает Курдистанский регион политически
уязвимым. Кроме того, они пытаются идти на сотрудничество с Анкарой.
Как известно, довольно длительное время турецкий истеблишмент не желал
признавать легитимность образования Курдистанского региона из-за остроты
курдского вопроса в Турции. Однако ее стремление стать членом ЕС
побудило турецкие власти сделать гласными дискуссии по курдскому
вопросу, а также организовать курдское телевидение и открыть канал ТРТ6,
активизировать деятельность легальных курдских партий и пр.
Отношения Турции с иракскими курдами стали нормализоваться одновременно
с позитивными действиями турецких властей в Турецком Курдистане.
Поворотным пунктом в потеплении отношений явилось открытие в Эрбиле
турецкого генерального консульства, визиты в Анкару высокопоставленных
чиновников Курдистанского региона Ирака.
Теперь турки склонны рассматривать иракских курдов как своих
стратегических партнеров. Прежде всего, это определяется желанием турок
использовать иракских курдов для ликвидации баз РПК в Кандильских горах,
граничащих с Курдистанским регионом. Турецкое руководство требует,
чтобы бойцы РПК прекратили свою повстанческую деятельность с территории
Иракского Курдистана. Оно настаивает на том, чтобы РПК сложила оружие и
направила бы свои силы на развитие демократического процесса и мирное
решение курдского вопроса в Турции. Однако решению этих проблем мешает
различие их понимания турецкими курдами и властями.
Вместе с тем между Турцией и Региональным правительством Курдистана
имеются существенные противоречия по проблеме Киркука и спорным
территориям. Хотя М.Барзани, президент Курдистанского региона Ирака, и
согласен с тем, что курдский вопрос должен решаться политическими
средствами, он выдвигает встречные требования – Турция должна изменить
свое отношение к проблеме Киркука, поскольку она выступает против его
включения в состав Курдистанского региона, поддерживая интересы иракских
туркоман. В связи с этим иракские курды рассчитывают на то, что Турция
сможет повлиять на другие политические силы Ирака с тем, чтобы они
согласились осуществить ст.140 иракской конституции и решить вопрос
Киркука конституционным путем.
Отметим, что некоторые зарубежные авторы с большой долей скепсиса
относятся к иракской конституции, принятой в период американской
оккупации.
Руководство Курдистанского региона проводит осторожную политику со
своим северным соседом, не желая быть вовлеченными в конфликт между
турецким истеблишментом и турецкими курдами (хотя оно и заявило РПК свое
требование о выводе ее вооруженных подразделений и баз с территории
Иракского Курдистана). Хотя иракские курды и не могут предложить решения
курдской проблемы в Турции, которое устроило бы обе стороны, им важно,
чтобы ситуация в Турецком Курдистане не оказывала негативного
воздействия на безопасность Курдистанского региона и его стабильность.
Иракские курды придерживаются позиции политического балансирования со
своими региональными соседями – Турцией и Ираном, несмотря на наличие
имеющихся политических противоречий. Турецко-иранское политическое
сближение оппозиция иранских курдов связывает с усилением силовых
действий против нее в Иранском Курдистане и за ее пределами.
Эти действия иранских властей являются актами устрашения курдских
оппозиционеров, находящихся на территории Курдистанского региона Ирака и
действующих оттуда на иранской территории. Оппозиция
иранских курдов не имеет возможности реализовать задачи создания
Курдистанской республики в федеративном Иране, где активизировалась
аффилированная с РПК партия «Пейджак» (Партия свободной жизни Курдистана
– ПСЖК), обладающая вооруженными отрядами. Однако, согласно сообщению
ее руководителя Хаджи Ахмади, уже год она якобы не вела вооруженных
действий против ИРИ. Он рассматривает недавнюю казнь четырех курдов,
обвиненных в причастности к «Пейджак», как вызов иранского руководства к
возобновлению ПСЖК вооруженных действий против сил иранской
безопасности в Иранском Курдистане. Этот акт вызвал недельный протест
курдского населения в форме гражданского неповиновения исламскому
руководству. Ахмади полагает, что жесткая политика ИРИ против курдской
оппозиции проводится в русле договоренностей с Турцией, поскольку ИРИ
заинтересована в сотрудничестве с Турецкой Республикой, которая
выступила против введения экономических санкций против Ирана.(4)
Эта акция, очевидно, не изменила отношение иранского руководства к
оппозиции иранских курдов, видящей решение курдского вопроса в Иране
только в смене режима исламского руководства.(5) В связи с этим она
стала поддерживать исламскую оппозицию партии «Зеленых» Мусави, который
стал прислушиваться к запросам курдов. В то же время «Пейджак» выступила
с инициативой начала переговоров по курдскому вопросу с иранским
руководством. В ходе проведения I конференции ПСЖК, состоявшейся в мае
2010 г., «Пейджак» направила обращение в адрес иранского руководства с
предложением обсудить курдскую проблему за столом переговоров. (6) Очевидно, что ИРИ и Турция никогда не пойдут на переговоры с партиями (РПК, ПСЖК), объявленными ими террористическими.
Таким образом, несмотря на общность сути курдского этнополитического
конфликта в Иране и Турции, осуществляющих комбинированный подход в
решении курдского вопроса, вряд ли можно найти универсальный способ его
урегулирования. Представляется проблематичной трансформация Турции и
Ирана в федеративные государства и провозглашение в них курдских
республик, как того желают турецкие и иранские курды. Этому препятствуют
политические процессы в каждой из стран проживания курдов, с одной
стороны, а с другой – особенности геополитической ситуации региона в
целом.
Достаточно сложной остается положение Курдистанского региона Ирака,
который оказывается в весьма неблагоприятном положении, поскольку он
расположен на перекрестке комплекса интересов некоторых стран Арабского
мира, Турции и Ирана. Поэтому Региональное правительство Курдистана
пытается балансировать между основными игроками на региональном
политическом пространстве, в частности, Турцией и Ираном, в которых
курдский вопрос принадлежит к числу острых и пока еще не разрешенных
проблем, а также сотрудничать с теми силами внутри страны, которые
уважают национальные запросы курдов.
В случае чрезвычайной ситуации курды этнического Курдистана готовы
отстаивать свою безопасность и интересы силовыми средствами, поскольку
Курдистанский регион является местом дислокации вооруженных
формирований не только иракских, но и иранских, и турецких курдов. Их
политические организации обладают достаточно многочисленными и хорошо
обученными вооруженными формированиям (пешмерга). Кроме того, в зоне
иракско-турецкой границы базируются подразделения РПК и ПСЖК,
придерживающихся идеологии А.Оджалана, экстремистские группировки и т.п.
Курдское руководство может собрать по 15 тыс. бойцов племенного
ополчения, разделяющих взгляды ДПК и ПСК. Известно также, о закупках
Региональным правительством Курдистана прошлого состава вооружения в
Болгарии без санкций центрального правительства Ирака.
Очевидно, что этих сил не достаточно для отражения натиска регулярной
армии государств, заявляющих о своем стремлении стать политическими
арбитрами в регионе Западной Азии. Важно, чтобы ситуация в этническом Курдистане не стала причиной эскалации региональной напряженности. О.И.Жигалина kurdishcenter.ru
|