Как известно, курды – самый большой народ в
мире, не имеющий собственного государства. И если говорить о причинах,
по которым это произошло, то главными из них было – отсутствие единства и
слабость идеологии, вокруг которой строится национальное единство –
национализма.
В XIX веке межплеменная и межклановая борьба позволяла турецким
султанам и персидским шахам благополучно управлять курдами, тем более,
что объединяющей идеологией служила религия – ислам суннитского толка, и
стало быть, главой всех курдов оказывался ни кто иной как турецкий
султан, в качестве халифа правоверных. Именно раздробленность,
отсутствие скоординированных и целенаправленных политических действий
послужили одной из главных причин того, что курды упустили уникальную
возможность создать собственное государство, представившуюся им после
Первой мировой войны; в конечном итоге, они вновь оказались игрушками в
руках чуждых сил и чуждых идеологий, встав под знамена Мустафы Кемаля. К
сожалению, распространение национализма в ХХ веке не сумело надолго
объединить курдов: искони присущий им партикуляризм взял верх, и
курдские движения начали раскалываться на группы и группки, ожесточенно
(нередко с оружием в руках) принявшиеся выяснять, кто из них лучшие
патриоты. В то же время, с национализмом конкурировал в курдской среде
коммунистический проект, который в качестве наднациональной идеологии во
многом пришел в ХХ веке на смену исламу: вспомним, что самые сильные
компартии Ближнего Востока, иракскую и сирийскую, возглавляли курды. В
своей маоистской ипостаси, левый проект породил РПК, которая долгое
время пыталась поставить национализм в зависимость от левацких
идеологических схем и вела ожесточенную борьбу с "чистыми" курдскими
националистами (или "примитивными националистами", как именовались они в
пропаганде РПК).
Эпоха восстания Мустафы Барзани (1961-1975 гг.)
была эпохой первого величественного подъема курдского национализма и
реально достигнутого национального единства. Однако следует признать,
что это единство было достигнуто на основе гегемонии иракской ДПК,
которая, в свою очередь, сложилась благодаря слабости и как следствие
несамостоятельности курдского движения за пределами Ирака. Крах
Сентябрьского восстания означал и конец этого положения. Десятилетие
спустя, в Турецком Курдистане образовался новый своеобразный центр
национально-освободительной борьбы в лице РПК, который тотчас начал
претендовать на объединение под своей эгидой всего курдского
национального движения. Однако по целому ряду причин, РПК не добилась,
да и не могла добиться поставленной цели. Главной причиной было то, что
РПК в 80-х – 90-х годах не пыталась найти "общий знаменатель" с другими
курдскими силами, а довольно бесцеремонно навязывала курдскому обществу
собственную левацкую идеологию и собственные узкопартийные интересы,
которые предъявляла как общекурдские. Взаимоотношения в треугольнике
"иранская ДПК-иракская ДПК – ПСК" (в 80-е годы) и "ДПК-ПСК-РПК" (в 90-е
годы) явились, можно сказать, печальным апофеозом курдской
раздробленности.
К началу нового века, тренд пошел в сторону
единства. ДПК и ПСК заключили мир, РПК же на время просто вышла из игры
(с арестом Оджалана). После американского вторжения в Ирак, перемирие
двух главных южнокурдских партий превратилось в прочный стратегический
союз, а управляемый ими Иракский Курдистан анклава с малопонятным
статусом "бесполетной зоны" – в быстро развивающийся федеральный регион,
а фактически полунезависимое государство, играющее все более видную
роль в региональной политике, да и экономике. Начало разработки нефти
еще более повысили этот статус Курдистанского Региона.
Таким образом, Южный Курдистан вернул себе положение неоспоримого
центра курдского национального движения, которое он занимал во времена
Мустафы Барзани.
В такой ситуации находились курды, когда разразилась
"арабская весна". Стремительные изменения на Ближнем Востоке
предоставили курдам очередной исторический шанс, и от степени курдского
единства вновь будет зависеть, сумеют ли курды им воспользоваться. В
настоящее время, курды кажутся более сплоченными, чем на протяжении
большей части своей истории. О необходимости единства курдов вновь
говорилось на прошедшем недавно совместном заседании Политбюро ДПК и
ПСК, на котором, в частности, была отмечена неотложность проведения
общенациональной конференции. На уровне массового сознания, все более
растет понимание, что судьба курдов во всех частях Курдистана
взаимосвязана. Трагедия Вана продемонстрировала единство и сплоченность
курдской нации: курды во всех частях Курдистана и диаспоре поднялись для
помощи соплеменникам, и турецкий публицист Али Биранд не зря отмечал в
"Миллиет", что помощь, которую Иракский Курдистан оказал пострадавшим в
Ване, намного превосходит помощь, которую предоставила любая другая
страна в мире.
В наше время, курдские партии научились признавать и
принимать существование других, самостоятельных и независимых от них
политических сил. В курдском обществе растет понимание того, что
единство предполагает не объединение вокруг какой-то одной партии,
одного вождя или одной идеологии, а выработку общенациональной
стратегии, определяющей для которой должна быть идея здорового
национализма. Именно под знаменем национализма должны объединяться левые
и правые, мусульмане, немсульмане и неверующие. Объективным ходом
событий, на роль несомненных символов курдского национализма выдвинулись
лидеры иракских курдов, признанные во всем мире в качестве политиков
международного уровня, и прежде всего, по своему статусу – президент
Курдистана Масуд Барзани. Именно президент Барзани постепенно
превращается в центр, вокруг которого вращается общекурдская
политическая жизнь. Будем надеяться, что грядущая общенациональная
конференция качественно усилит эти процессы, в то же время дав отпор
опаснейшему ныне для курдов явлению: попыткам региональных держав
вмешиваться в курдские дела и манипулировать курдскими партиями.
В
единстве политических сил курдского народа, закладывается фундамент для
реализации мечты многих поколений курдов – Большого Курдистана. Прежде,
чем он возникнет на карте – он возникает в умах и сердцах курдского
народа. Курды всех стран, объединяйтесь! – только так вы сможете, впервые в своей истории, взять свою судьбу в свои собственные руки.
Павел Шехтман, Kurdistan.Ru