1 апреля 1937 – 9 сентября 1984 г.
Всемирно известный курдский кинорежиссер, сценарист, актер, писатель.
Настоящее имя: Йылмаз Хамит Пютюн. Родился 1 апреля 1937 г. в деревне
Енидже под Аданой в многодетной курдской семье. Судьба
отвела Йылмазу Гюнею всего 47 лет жизни, из которой более трети выпало
провести в тюремных застенках, ссылке, штрафником в армии и в эмиграции.
Однако он совершил гражданский и художественный подвиг: поставил 17
фильмов, написал сценарии к 53, снялся в 110 картинах, опубликовал 4
романа и десятки рассказов. Основной своей целью Гюней считал служить не
столько искусству, сколько свободе курдского народа. Его жизненный и
творческий путь, отмеченный многочисленными наградами национальных и
международных кинофестивалей, явился тому ярким и убедительным
подтверждением.
Йылмаз
Пютюн, один из семерых детей курдских крестьянина, с раннего возраста
узнал, что такое подневольный крестьянский труд. После трех классов
начальной сельской школы поселился у родственников в Адане. Перебиваясь
на жалованье рассыльного у бакалейщика и занимаясь мелкой уличной
торговлей, сумел приобрести среднее образование и закончить лицей.
Получив специальность киномеханика, обслуживал кинопередвижки и ездил по
деревням, показывая фильмы. С шестнадцати лет начал писать очерки и
рассказы и отправлять их в местные и центральные турецкие газеты и
журналы. Приехав в 1957 г. в Стамбул, Й. Пютюн работал в кинокомпании
"Дар-фильм", через год поступил на экономический факультет Стамбульского
университета, однако по указанию властей, усмотревших в одном из его
рассказов "коммунистическую пропаганду", вскоре был отчислен. Пока дело
разбиралось в судебных инстанциях, кинорежиссер Атыф Йылмаз и владелец
компании "Кемаль-фильм" Азар Кемаль предложили Й. Пютюну попробовать
силы в качестве соавтора сценария и сыграть роли в кинолентах "Лань" и
"Дети этой страны" (обе — 1958). В
возрасте 20 лет был впервые арестован за свои политические убеждения, в
1960 приговорен к полутора годам тюрьмы, где написал свой первый роман.
До 1961 г., когда приговор Апелляционного суда о двух годах тюремного
заключения и ссылке под надзор полиции вступил в силу, начинающему
кинематографисту удалось выступить ассистентом и сняться в нескольких
картинах А. Йылмаза. Выйдя
в 1963 г. на свободу, чтобы не иметь конфликтов с цензурой, Йылмаз
Пютюн взял псевдоним Йылмаз Гюней. Под этим именем вместе с Феритом
Джейханом написал киносценарий к фильму последнего "Двое отважных", где
сыграл роль стойкого борца против помещичьего произвола, восторженно
воспринятую широкой публикой Турции. После этого стал сниматься все
больше и больше. В 1964 г. Й. Гюней сыграл в 11 картинах, а в 1965 г. - в
22. В 1965 году Гюней поставил свой первый самостоятельный фильм.
Быстро добившегося популярности артиста пресса называла чаще всего
"королем бедняков" и "некрасивым королем экрана". Между тем картины с
его участием пользовались большим успехом в коммерческом прокате и очень
скоро пробились из второстепенных в фешенебельные кинотеатры страны. На
национальном фестивале в Анталье в 1967 г. за создание трагического
образа не нашедшего себя в жизни и обреченного на гибель контрабандиста в
"Законе границ" Лютфи Омера Акада Гюней впервые был удостоен приза за
лучшее исполнение мужской роли. В 1967 (а затем ещё раз в 1970) ему был
вручён приз «Золотой апельсин» кинофестиваля в Анталье. Гюней стал одним
из самых популярных актёров Турции, снимаясь в огромном количестве
фильмов. Тогда
же, не оставляя актерскую и писательскую деятельность, Й. Гюней
обратился к кинорежиссуре и в 1968 основал собственную кинокомпанию
«Güney Filmcilik». Дебютная
его игровая лента "Я — Керим" (1967) прошла в целом скромно и
незаметно. Однако следующая, "Сейит-хан" (1968) о судьбе человека из
народа, отважно защищающего слабых и угнетенных, решенная в родственной
итальянскому неореализму стилистике, вызвала одобрительные отклики как
со стороны специалистов, так и массовой аудитории. Заметной творческой
удачей стала затем навеянная автобиографическими мотивами кинодрама
"Некрасивый", показавшая тернистый путь к признанию и славе молодого
актера. Между завершением съемок "Некрасивого" в мае 1968 г. и победой
на общенациональном кинофестивале в Анталье. Й.
Гюней в 1968—1970 гг. был вынужден служить в армии в штрафной роте
рядовым, хотя, являясь выпускником лицея, мог рассчитывать на офицерское
звание. Демобилизовавшись, кинематографист снова активно включился в
работу. В течение 1970-1971 гг. он поставил 9 фильмов, сыграл в 20
картинах других режиссеров, причем к шести из них написал сценарии,
получив известность собственными постановками социальной направленности —
«Надежда» (Umut, 1970), «Обида» (Aci), «Скорбь» (Agit, 1972) и «Отец»
(Baba, 1971). Осенью
1970 г. на фестивале в Адане лучшим фильмом была признана
реалистическая социальная драма "Надежда". В ней автор поведал
трагическую судьбу обслуживающего любителей экзотики стамбульского
извозчика, который после гибели под колесами автомобиля кормилицы-лошади
теряет не только единственный источник существования, но и всякую
надежду на будущее. С короткими перерывами вслед за ней вышли
затронувшие проблемы человеческой личности в ее столкновении с суровой
национальной действительностью картины "Живая мишень", "Беглецы",
"Аферисты", "Завтра последний день", "Отчаявшиеся", "Обида", "Скорбь" и
"Отец", где Гюней предстал одновременно режиссером, кинодраматургом и
исполнителем главных ролей, собрав на официальных киноконкурсах в Адане в
1971 и 1972 гг. целый букет призов. Однако известие о том, что "Отцу"
жюри присудило Гран-при "Золотой кокон", а затем под нажимом турецких
властей отменило уже принятое решение, застало художника в тюремных
застенках, куда он попал "за предоставление убежища и материальной
помощи анархистам". В
1972 вновь получил тюремный срок — теперь на два года. В мае 1974 г.
правительство Бюлента Эджевита освободило Гюнея по амнистии. До третьего
ареста в сентябре 1974 г. по весьма сомнительному обвинению в убийстве
кинорежиссер выпустил социальную картину "Товарищ" о нравственных
исканиях и судьбах турецкой интеллигенции и приступил к съемкам
(завершенного впоследствии Шерифом Гереном) фильма "Беспокойство",
посвященного положению сельских пролетариев, чья жизнь отягчена древним
патриархальным обычаем "канлы" ("платой за кровь"). Сняв после
освобождения только два фильма «Товарищ» (Arcadas) и «Беспокойство»
(Endise, совместно с Ш. Гереном), в 1975 был опять приговорен к
длительному заключению — уже на срок 19 лет по обвинению в убийстве,
хотя на самом деле виновным являлся его племянник. Приговор
о 19-летнем тюремном заточении не сломил волю художника. В неволе
помимо литературных произведений он писал киносценарии и консультировал
осуществлявших их постановку друзей-кинематографистов. Пользуясь
редкостной популярностью среди заключенных, мог продолжать писать и даже
руководить съемками из тюрьмы. Так появились многослойные по содержанию
и обращенные к актуальным конфликтам и противоречиям современной Турции
киноленты "Отпуск" и "Настанет день" (обе — 1975) режиссеров Т. Гюрсу и
Б. Олгача, Suru ("Стадо", 1978 — главная премия на МКФ в Локарно—81) и
Dusman ("Враг", 1979) 3. Октена. После
военного переворота 1980 г. возросла опасность физической расправы над
Гюнеем. Несмотря на то, что в 1979 он был переведен в тюрьму с более
жестокими порядками, Гюней при содействии Ш. Герена осуществлял
постановку самой известной (одновременно остросоциальной и не лишенной
поэтичной символики) картины «Дорога» (Yol, 1982, главная премия поровну
и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), которую монтировал уже сам, бежав в
октябре 1981 в Швейцарию и получив политическое убежище во Франции, где
смонтировал и озвучил начатую Ш. Гереном картину "Дорога". Горький и в
то же время патетический фильм о заключенных, для которых разрешение
посетить живущие по разным провинциям семьи обернулось хождением по
мукам и глубокой трагедией, удостоился на Каннском МКФ 1982 г. "Золотой
пальмовой ветви". В основу следующей ленты "Стена"(Le Mur), снятой в
1983 г. во Франции, легли реальные события, имевшие место в одной из
турецких тюрем, — восстание доведенных до отчаяния детей-подростков и
его беспощадное подавление властями. Это была последняя работа
стремившегося в своем многогранном творчестве к исторической и
социальной объективности художника. 9 сентября 1984 г. на 48-м году жизни он скончался от рака желудка в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. По материалам сайт http://kinocenter.rsuh.ru/asguney.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/Йылмаз_Гюней http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/4692/ГЮНЕЙ http://www.kinopoisk.ru/level/4/people/519684/ подготовил Лятиф Маммад kurdist.ru
|