Как мы сообщали, вместе с московскими курдами отмечала праздник Хдыр – Наби
курдская общественно – политическая деятельница, экс – депутат Европейского парламента Фалакназ Уджа. Предлагаем вниманию наших читателей интервью с известной правозащитницей.
— Пожалуйста, расскажите нашим читателям о себе.
— Я родилась в 1976 году в Германии. Там
я закончила школу и в течение трех лет работала ассистентом-радиолгом,
после чего стала профессионально заниматься политической деятельностью.
В 1999 году как депутат от левых движений Германии я была избрана
членом Европейского парламента, где проработала десять лет в Комитете
по правам человека, Комитете по проблемам Ближнего Востока, а также
принимала участие в работе Комитетов по Турции и Ирану. В составе
парламентских групп неоднократно посещала страны, являющимся «горячими
точками» нашей планеты. В 2009 году я организовала свой
общественный фонд, занимающийся проблемами женщин и детей. Мы создаем
программы, направленные на улучшение положения женщин и детей. Хотелось
бы особо подчеркнуть, что наша деятельность охватывает не только курдов
– езидов, но и представителей других национальностей. Помимо этого, я
по – прежнему уделяю большое внимание юридическим аспектам политики:
наша организация разрабатывает рекомендации по решению существующих
проблем. Моя семья — выходцы из Северного Курдистана, из Бишера,
район Батмана. Мои родители приехали в Германию около сорока лет
назад. В нашей семье семь сестер и один брат. Мы — шейхи из рода
Насрединов, что имеет важное значение в курдском обществе.
—Вы впервые приехали в Россию?
—
Нет, это моя вторая поездка. В 2002 году я входила в состав
делегации Европейского парламента, посетивший Санкт – Петербург. Моя
нынешняя поездка связана с необходимостью ближе познакомиться с жизнью
курдов – езидов На это раз я приехала по ближе узнать о жизни курдов –
езидов, и проблемами волнующими езидскую общину. Как известно, в
последние годы усилились политические интриги в отношении нашего народа,
причем особую тревогу вызывает стремление определенных сил
ассимилировать курдов – езидов, оторвать их от нашей древнейшей религии.
Приходится сталкиваться и с попытками противопоставить езидов и
курдов, относящихся к другим конфессиям. К сожалению, все это длится уже
не первый год. Моя задача — понять сложившуюся ситуацию и
определить причины данного явления. Хотелось бы выяснить, почему мой
народ так легко поддается негативному влиянию. Я помню как моя
бабушка с гордостью говорила, что курды – езиды Армении, Грузии и
России сумели, несмотря на все сложнейшие перипетии судьбы,
сохранить не только родной язык, обычаи и традиции, но и самое главное
— древнейшую, прошедшую многовековое испытание временем религию. К
сожалению, нынешнее положение меня очень сильно удручает. Многие курды –
езиды добровольно отрекаются от своей религии, рушатся семейные
традиции и устои. Это страшно… Нас, курдов – езидов, и так очень
мало, чуть более одного миллиона человек, и мы обязаны бережно
сохранять свою веру, являющуюся неотъемлемой частью нашей национальной
культуры. Если эта убийственная тенденция будет развиваться, наш народ и
его религия исчезнут, растворившись среди других наций и верований. Еще
одно поразившее меня явление — слишком ранние браки. Это стало для меня
потрясением. Разумеется, я не против заключения браков молодыми людьми.
Но в первую очередь необходимо знать, что они созрели для совместной
жизни, то есть учились, работали и смогли создать здоровую и
счастливую семью. Подростки 15 – 16 лет — сами еще дети! Как могут
они стать полноценными родителями? Мы должны спросить себя, в чем
причина, почему так происходит, и искать выход из этого наследия
Средневековья. Наша молодежь должна первую очередь познавать себя и
окружающий мир, чтобы иметь возможность впоследствии передать свои
знания и жизненный опыт детям. Недостаточно только заявлять: «Я —
езид!». В первую очередь надо задавать себе вопросы — кто мы, какова
история нашего народа, в чем заключается смысл нашей религии —
езидизма. Прежде всего мы должны четко понимать, по национальности мы — курды, а езидизм — эта наша вера. Я
сама выросла в семье езидских шейхов и, безусловно, с уважением
отношусь и к своей, и к другим конфессиям. К глубокому прискорбию,
вынуждена отметить, что некоторые наши духовные деятели, не думая о
своей принадлежности к курдскому народу, ради личной выгоды извращают
истину, утверждая, что мы не курды, а отдельный народ — езиды. Будучи
представительницей семьи шейхов, я обращаюсь к духовным наставникам
курдов - езидов, к шейхам и пирам: с каким бы благоговением ни
относилась я к нашим духовным ценностям, подобными действиями вы
помогаете тем, кто не только поддерживает, но и практически
осуществляет ассимиляцию курдского народа. Это — лицемерная,
лживая, недопустимая позиция. Нельзя искусственно отделять ни народ от
религии, ни религию от народа. Подумайте сами, как можно разделить
душу и плоть живого существа? Езидизм — одна из древнейших
мировых религии, зародившаяся в Месопотамии. Наши предки тысячелетиями
боролись, пережили немыслимые страдания, но донесли свою веру до наших
дней. Старинное езидское присловье гласит: «Мы пережили 72 страшных
трагедий».Теперь уже — 73, семьдесят третья была в Шангале... Еще
одна известная наша поговорка: «Мы сложили головы, но не раскрыли наших
тайн»… Наши тайны — это наши верования и обычаи, культура, язык. Все езидские молитвы пишутся и произносятся на курдском языке. Я
хочу воспользоваться возможностью еще раз обратиться к нашим шейхам и
пирам: если вы действительно считаете делом своей жизни служение
родному народу и его религии, постарайтесь оградить наш народ от
участия в неблагонадежных и провокационных начинаниях, не допускайте
влияния морально нечистоплотных людей. Ваш долг — верой и правдой
служить истине и народу. Я часто слышала от беженцов из Южного
(Иракского) Курдистана, что они вынуждены были спасаться от курдов -
мусульман. Могу со всей ответственностью заявить, что это — вопиющая
ложь. Мне известны случаи, когда друг друга убивали сами езиды, а потом
обвиняли в преступлениях представителей других конфессий. Еще
один прискорбный пример: многие шейхи разъезжают по Европе и, собирая
деньги под предлогом реставрации Лалыша, набивают свой собственный
кошелек. Это — чудовищная ложь. Такие люди обманывают родной народ,
позоря курдов – езидов. Я повторяю еще раз: все наши езидские молитвы звучат на курдском языке, потому что по национальности мы — курды. Мне часто приходится слышать от наших священнослужителей: «Мы — езиды, и наша страна — это Ездихана».
Мне было бы весьма интересно узнать, где находится эта так называемая
«Ездихана»? Я постоянно бываю в езидской святыне Лалыш и встречаюсь с
предстоятелями езидизма. Характерно, что все эти образованнейшие и
посвятившие свою жизнь служению нашей вере люди в один голос повторяют:
«Мы — курды, а езидизм — наша религия». Тот, кто пытается
искусственно разделить родной народ и его религию, переходит на сторону
противника. Подобными действиями мы сами создаем себе врага в лице
собственного народа.
— Разве у курдов – езидов Западной Европы отсутствуют проблемы?
— Подобные проблемы существуют
практически у всех конфессий и, разумеется, в Западной Европе, в том
числе и в езидской общине. Прежде всего нам нельзя забывать, что мы
вынуждены находится далеко от Родины. Наша страна разделена на
четыре части и оккупирована врагами. Идет необъявленная война против
курдского народа. Ежедневно и ежечасно людей убивают т подвергают
ассимиляции, наших детей и общественно – политических деятелей бросают
за решетку. На родной земле нам запрещено говорить по – курдски, нас не
признают как нацию. Каждый из нас видит все это и знает, что происходит во всех четырех частях Курдистана. Возвращаясь
к проблемам нашей религии, я хотела бы заметить, что в Западной
Европе, к счастью, редко услышишь, что мы - езиды, а не курды, да и
находящийся в Курдистане Лалыш не перемещают в «Ездихану». В
Западной Европе мы организовали официально функционирующие Курдские
дома, где преподаются история езидской религии, курдский язык, бережно
сохраняются и пропагандируются наша культура, обычаи и традиции. Не
уделяя этой важнейшей работе внимания, мы можем в дальнейшем
растворится среди других наций. В нынешней ситуации главное для нас
всех — единство, позволяющее противостоять трудностям. Не в обиду
будь сказано о курда – езидах России, но мы в Западной Европе лучше
организованы и ведем более конструктивную и результативную работу. Меня
разочаровало праздновании Хыдыр – Наби в Москве: в актовом зале было
слишком много пустых мест. Народные праздники — это одно, но
религиозные традиции — это важнейшая часть национальной жизни, и личное
участие в ней имеет огромное значение. Как может называть себя езидом
тот, кто не считает своим долгом отмечать такой праздник?
—
Как известно, для европейских стран характерна политика двойных
стандартов по курдскому вопросу. Как Вы думаете, будет ли этому конец?
—
К сожалению, это действительно так: у Европы есть свои интересы на
Ближнем и Среднем Востоке. Именно европейские страны разделили
Курдистан на четыре части: на их совести кровь и страдания нашего
многомиллионного народа. Европейское оружие, проданное турецким
властям, убивает курдский народ; более пяти тысяч курдских деревень
стерты с лица земли. Будучи депутатом европейского парламента, я
постоянно организовывала пресс- конференции, круглые столы, встречи, на
которых мы рассказывали о том, что происходит в Курдистане. Желая знать
правду и видеть происходящее собственными глазами, я часто бывала в
южной, северной и западной частях Курдистана. К сожалению, я не смогла
побывать в восточной (иранской) части Курдистана – тегеранские
власти запретили мне въезд в эту страну. Как депутат и как курдская женщина я всегда была и буду рядом со своим народом и готова в любую минуту прийти на помощь. Все
политические деятели, с которыми я встречалась, прекрасно знали, что
прежде всего я представительница курдского народа, а по
конфессиональной принадлежности — езидка. Вместе с депутатами
Европарламента я неоднократно бывала в Курдистане. Эти поездки имели
огромное значение, поскольку европейские парламентарии имели возможность
сами убедиться в бедственном положении нашего народа. В дальнейшем мы
вместе готовили официальные документы и выносили их на обсуждение
Европарламента. Когда турецкие власти предприняли попытку
отравления нашего национального лидера Абдуллы Оджалана, я
организовала кампанию в его защиту и лично собрала более 120 тысяч
подписей, которые были представлены в высший Совет Европы. Несмотря на политику двойных стандартов, у курдов в Европе есть друзья, и, к счастью, их становится все больше и больше. Западноевропейские
политики хорошо понимают, что события, происходящие в настоящее время
в Ближневосточном регионе, и волна массовых протестных акций
перекинутся и на Курдистан. Европа видит и анализирует происходящее. Безусловно,
лидеры европейских стран прекрасно видят, что Эрдоган называет
палестинских детей, бросавших камни в израильских солдат, «мучениками»,
тогда как а в его стране, в Турции, более 4000 курдских детей
подвергаются пыткам и издевательствам в тюрьмах.
— Когда, по Вашему мнению, буде решена курдская проблема в Турции?
—Сегодня
наш народ уже не такой, каким был еще вчера. Каждый день в Турции
происходят массовые народные волнения, но Анкара делает вид, что в
стране все спокойно. Придя к власти, Эрдоган обещал Европе
демократические реформы, в том числе по урегулированию курдской
проблемы. Но прошло уже много лет, и Европа разочаровалась, убедившись в лживой и репрессивной политике Анкары. Я
думаю, что, если в Турции начнутся широкомасштабные курдские волнения,
Европа поддержит нас. Этого уже недолго ждать, потому что
Ближневосточный регион бурлит. Перед Анкарой два пути: или
турецкие власти приступят к демократическим реформам, или народ сметет
на своем пути все. Иного не дано.
— Мы часто
слышим, что «РПК — террористическая организация, а Абдулла Оджалан
террорист № 1». Как может называться террористической борющаяся за
свободу организация, поддерживаемая многомиллионным народом?
—
Я выступаю категорически против этой формулировки. По этому поводу я
всегда говорю: термин «террорист» связан не с какой – либо
организацией или конкретным человеком; к сожалению, мы имеем дело с
государственным терроризмом. Почему сегодня, когда курдский народ в
Турции подвергается геноциду и уничтожению, Эрдогана не называют
террористом? Почему не обвиняли в терроризме Саддама Хусейна,
применившего против курдского народа химическое оружие и в одночасье
уничтожившего более 5000 человек? Европа включила РПК в список
террористических организаций в 1993 году, когда РПК объявила
односторонний мораторий на проведение военных действий. В это же время
Германия продолжала поставлять наступательное оружие Турции, что
продолжается и сейчас. В наращивании военной мощи Анкары и сейчас
участвуют другие европейские страны. В этой ситуации курдский народ
приносится в жертву финансовым интересам Европы. Тем не менее,
сейчас многие европейские политики стали задаваться вопросом: зачем
Турции столько оружия и против кого оно направляется. Хочется
надеется, что совесть заставит многих политиков голосовать за
исключение РПК из списка террористических организаций. Я уверена, что мы добьемся положительных результатов в этом направлении.
— Что Вы хотели ли бы сказать нашим читателям?
—Я
хочу подчеркнуть, что нынешний год должен стать решающим для
демократических чаяний курдского народа. Приближаются парламентские
выборы в Турции, от которых зависит будущее нашего народа. Мы
должны сделать все возможное и невозможное, чтобы наш народ проголосовал
за курдскую Партию мира и демократии. Победа ПДО станет победой всего
нашего народа. Курдам России, а также всем курдам постсоветского
пространства я желаю в первую очередь единства и взаимопонимания, для
этого надо много и упорно работать. Я желаю всем мира и благополучия, и пусть дух свободы и любви к Курдистану не угаснет никогда!
Ишхан Мироев ( главный редактор газеты «Свободный Курдистан»)
Курдистан Исаева (администратор сайта «www.kurdishcenter.ru»)
|