В Париже 9 января были убиты три активистки курдского национального движения. Одна из жертв — Сакина Джансыз была одним из основателей Рабочей партии Курдистана (РПК). Преступление грозит сорвать едва начавшийся процесс переговоров о мирном решении курдской проблемы в Турции. Кто же стоит за этими убийствами? Две другие убитые женщины также хорошо известны — это представительница находящегося в Брюсселе Национального конгресса Курдистана Фидан Доган и молодая активистка Лейла Сойлемез. По данным источников, близких к следствию, это тройное убийство полиция считает политически мотивированной расправой. Жертвами стали женщины, которые в освободительном движении турецкого или Северного Курдистана играют особенную роль. Кровавая расправа произошла после того, как турецкое правительство приняло неординарное решение приступить к прямым переговорам с лидером курдов Абдуллой Оджаланом, который уже почти 14 лет находится в заключении на турецком острове Имралы.
Во время последнего свидания с адвокатами — год назад — Оджалан сделал важное заявление: "У нас есть желание сложить оружие. Я говорю это прямо. Но никто, кроме меня, не может заставить РПК сложить оружие". Турецкое правительство сделало шаг навстречу, после того как сирийский конфликт привел к возобновлению активных боевых действий боевиков РПК и поставил под угрозу целостность страны. Турецкие СМИ даже сообщили, что стороны близки к соглашению о "дорожной карте", выполнение которой должно привести к урегулированию 30-летнего конфликта и предоставлении курдам (20 процентов населения Турции) широкой автономии.
Кто стоит за этим тройным убийством, поставившим под сомнение целесообразность переговоров?
Первая версия состоит в том, что это дело рук тайной ультранационалистической организации Турции "Эргенекон", членами которой являются высокопоставленные руководители вооруженных сил и органов безопасности Турции. Можно посмотреть шире. "Дело в том, что в Турции позиции правящей элиты в широком смысле не всегда совпадают с позицией правительства. В частности, эти разногласия проявляются в отношении курдского вопроса. И тут, с большой долей вероятности, замешаны те круги турецкой элиты, которые, как видно, не желают мирного решения курдской проблемы", — сообщил "Голосу России" глава крупнейшего объединения курдов Европы Национального конгресса Курдистана Рамзи Картал.
Вторая версия подразумевает, что это операция самого турецкого правительства, в том смысле, что затевая переговоры с Оджаланом, надо было найти повод их даже не начинать. Об этом говорит поспешная оценка преступления, как "внутренней разборки" внутри РПК. Об этом заявил Хусейн Челик, заместитель председателя турецкой правящей Партии справедливости и развития. Его поддержал и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. "Есть силы, которые не хотят решения. Это нападение могло быть попыткой провокации", - сказал премьер во время визита в Сенегал. Однако курдские газеты пишут, что убийство совершено профессионалами и это почерк турецкой военной разведки МИТ, полагает Рамзи Картал, по мнению которого, Франция — одна из западных стран, где турецкая "Гладио" (тайная сеть НАТО) действует достаточно активно. Каков мотив Эрдогана? Очень простой — он начал предвыборную кампанию к парламентским выборам в марте 2014 года. Третья версия ищет тех, кому это выгодно вне Турции. Называют спецслужбы Ирана, который ставит на курдскую проблему, как на дестабилизирующий фактор, разрушающий противника -Турцию. А также Сирию, но вряд ли правительству Асада сейчас есть дело до курдской проблемы в Турции, сирийским же курдам он уже предоставил фактическую автономию.
Очень вероятна причастность к убийству спецслужб США, которые включили РПК в список террористических организаций. Сайт WikiLeaks цитирует доклад бывшего посла США в Турции Росса Уилсона от декабря 2007 года, в котором говорится, что РПК через свои представительства в Европе собирает и переводит деньги (свыше 50-100 миллионов долларов в год) в Иракский Курдистан, а из него в Турцию. "Мы должны нажать на европейцев, чтобы они приняли меры в отношении двух наиболее известных финансистов РПК в Европе — это Риза Алтун и Сакина Джансыз, — пишет Уилсон. — Мы (совместно с Турцией) можем помочь коллегами в Европе путем предоставления самых обширных досье, возможно, и координацией действий органов правосудия и разведки для заключения этих двух террористок в тюрьму". Возможно, через пять лет безуспешных попыток остановить Джансыз ее решили устранить физически.
Последняя версия оценивает, насколько это действительно разборки в РПК. Действительно, мирным переговорам с правительством Турции в партии существует оппозиция. Но пожертвовать своими лидерами-женщинами с целью срыва еще даже не начавшихся переговоров или дискредитации Оджалана представляется чрезвычайно маловероятным вариантом. Дело в том, что женщина в курдском освободительном движении — это мировой феномен, символ национально-освободительного движения. В самый разгар вооруженного конфликта (в конце 90-х годов) их численность в составе боевых отрядов составляла 20-25 процентов, согласно данным Нихата Али Озджана, эксперта по терроризму при Экономическом фонде политических исследований Турции. "Иногда они сражались вместе с мужчинами, всегда возглавляя атаку, в других случаях это были чисто женские подразделения," - сказал Озджан, которого цитирует портал Huffington Post.
Источник: Правда.ру
Опубликовано с сокращениями http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6703:2013-01-14-10-44-06&catid=7&Itemid=16
|