На днях Майкопская прокуратура Адыгеи вынесла Предостережение «о недопустимости осуществления экстремистской деятельности» в адрес председателя правления РОД «Союз славян Адыгеи» Нины Николаевны Коноваловой. Предостережение вынесено по результатам рассмотрения прокуратурой республики обращения Кялашова Х.А. «о нарушениях законодательства о противодействии экстремистской деятельности»
Основанием для обращения Ходеда Кялашова, представляющего интересы курдской общины Адыгеи, стали публикации на сайте СКФОnews «В Адыгее произошла стычка между русскими и курдами» и «В Адыгее тлеет конфликт русских, адыгов и курдов». Как считает Кялашов, «распространяемая в Интернете информация от имени Коноваловой Н.Н. является ложной и способствует разжиганию национальной вражды».
Сама Нина Коновалова уже заявила о том, что будет опротестовывать Предостережение, вынесенное прокуратурой, в суде. Сам текст этого документа уже содержит довольно резкие определения. Как говорится в Предостережении «Председатель правления РОД «Союз славян Адыгеи» Нина Коновалова в ходе данных интервью сделала заявления о том, что на территории Красногвардейского района Республики Адыгея постоянно происходят межнациональные конфликты и драки между лицами русской и курдской национальностей, провоцируемые последними, обвинила курдов в распространении ими наркотиков, в убийствах местных жителей и изнасиловании русских девушек. Кроме того, Коновалова Н.Н. допустила высказывания, обуславливающие превосходство лиц адыгейской национальности над лицами русской национальности, проживающими в Республике Адыгея, привела факты о безнаказанности лиц адыгейской национальности за совершение ими преступлений в отношении русских» и т.д.
Далее в тексте документа приводятся примеры, на основании которых прокуратурой Адыгеи сделаны вышеуказанные выводы. Указанные доводы председатель Союза славян Адыгеи прокомментировала корреспонденту портала СКФОnews, указав на их несостоятельность, что и даёт возможность опротестовать вынесенное Предостережение в суде.
Так в тексте говорится о том, что утверждения Нины Николаевны о том, что курды распространяют наркотики несостоятельны: «Приговором Красногвардейского районного суда от 12.09.2008 года за сбыт наркотических средств и незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотиков к длительным срокам лишения свободы и штрафу осуждены курды Набиев И.М-о. и Гасанов Р.С-о. Других фактов распространения курдами наркотических средств не зарегистрировано» - говорится в тексте. «Они сами пишут, что довели до суда два случая распространения наркотиков, но почему-то считают, что всего два случая – это не показательно – комментирует Нина Коновалова, - поэтому меня предостерегают, что нельзя на основании двух случаев делать выводы. Но вы же прекрасно понимаете, как доводятся до суда такие дела, насколько их «много» удается во-первых возбудить, а во-вторых - довести до суда. Но уже сам тот факт, что признали, что такие случаи были, уже подтверждает то, что я сказала правду. А уж как они объемы исчисляют – это другой вопрос».
Прокурорская проверка не подтвердила и факты убийств, о которых так же было сказано в интервью. Как говорится в тексте Предостережения, «информация представленная Коноваловой Н.Н. для публикации на сайте «СКФОnews» не нашла своего подтверждения по результатам прокурорской проверки. Так, по результатам проверки установлено, что в 1996 году в с. Белое Красногвардейского района был обнаружен обгоревший труп девушки Мазоха С.И. с признаками насильственной смерти. Иных насильственных преступлений, в совершении которых подозревались бы лица курдской национальности на территории района не зарегистрировано».
«То есть в Предостережении так и говорится, что было только одно зафиксированное убийство - девушки, несколько лет назад – комментирует глава Союза славян Адыгеи данный фрагмент Предостережения, - но ведь оно так и не расследовано до конца. Жители считают, что замешаны курды, а милиция так ведь ничего не ответила. Они же сами расписываются в том, что не нашли виновных в этом убийстве».
Не зафиксированы, по мнению прокуратуры и факты драк, произошедших на межэтнической почве между русскими и курдами. В частности, в тексте говорится о том, что «не нашел своего подтверждения факт "стычки между курдами и русскими в середине марта 2010 года в с. Еленовском”».
«Но, опять-таки, - считает Нина Коновалова, - мы говорим о том, что далеко не всё у нас милиция фиксирует. А даже если что-то фиксируется, то не расследуется. Жители говорят о том, что таких случаев достаточно. Если милиция на это закрывает глаза и не фиксирует – это её проблемы. Это то, что касается курдов».
Предметом разбирательства прокуратуры стало и утверждение главы Союза славян Адыгеи о том, что, руководящие должности, особенно в правоохранительных органах, занимаются преимущественно адыгами. Хотя на этот счёт в прокуратуру никто не обращался и проверить правомерность данного утверждения не просил. Тем не менее в тексте Предостережении говорится: «Руководителями всех правоохранительных органов республики являются представителями русской национальности: прокурор республики Охлопков С.А., министр внутренних дел Сысоев А.Н., начальник управления Минюста Радченко А.А., начальник УФСБ Селезнев О.В. и т.д. <…> Таким образом, тезис Коноваловой Н.Н. о том, что наиболее престижные профессии могут получить только адыгейцы и это очень сильно относится к правоохранительной системе и юстиции не состоятелен, и не соответствует действительности.»
Как считает Нина Коновалова, «показательно в предостережении то, что касается кадровой политики – сказала она в разговоре с корреспондентом СКФОnews. - Я беседовала с помощником прокурора, который курирует эти вопросы, и он дал мне очень интересный ответ: «Нина Николаевна, Вам надо быть более конкретной. Вот Вы сказали – "руководящие должности”, особенно в юстиции и в правоохранке. Но руководители, первые лица – они же русские». Я говорю: «Первые. А дальше? А начальники отделов? А начальники районных отделов?» Причём этот ответ обоснован только одним ведомством – мне прокуратура сказала, что они проверили по кадрам только самой прокуратуры – там баланс соблюдается – где-то 30%, может быть немного больше – адыгов, а потом – все остальные. Но я и не говорила о прокуратуре. Да, прокуратура как-то пытается это дело соблюсти».
«А если брать МВД, мне помощник прокурора сказал: "по МВД мы ведем проверку, но она еще не закончена”. Проверка не закончена, а ответ мне дан! Я говорю: "А юстиция? А суды? А служба судебных приставов? Вы хотя бы возьмите списки!” "Ну, Нина Николаевна, вы сказали – ‘руководящие должности’”... И на основании этого они мне пишут, что это дело не подтверждается.
Показательным, по мнению Коноваловой, является ответ, данный по инциденту в Хамышках. В тексте Предостережения на этот счёт говорится: «УВД по г. Майкопу было зарегистрировано сообщение о преступлении КУСП № 1941 от 31.03.2007 о том, что в с. Хамышки Майкопского района, в здании Дома культуры на дискотеке произошла драка между молодыми людьми. В больницу с побоями обратились трое молодых людей, местных жителей 1979-1983 г. рождения (возрастом от 24-28 лет). <…> Как установило предварительное расследование и судебное разбирательство, конфликт между указанными лицами произошел на бытовой почве и не связан с межнациональными отношениями». Как утверждает Нина Николаевна, «это тот самый эпизод, в Хамышках, где драка была – приехали адыги и подрались с русскими ребятами. Вот они мне пишут, что это молодые люди были. Да нет! Это с одной стороны - от 18 до 24 лет, пострадавшие русские ребята, а с другой стороны «мальчики», так называемые «молодые люди» - самому младшему из которых 32. И когда они пытались сказать, что они тут девочек не поделили – ну как делить девочек между 18-летним мальчиком на костылях, которого избили собственными костылями и взрослым мужиком, которому как минимум 32 года».
Что же касается квалификации конфликта, как «не связанного с межнациональными отношениями» то здесь Нина Николаевна считает, что «когда драка по национальному признаку идёт, нельзя говорить, что она не межнациональная». В подтверждение своего мнения она приводит свой разговор с заместителем прокурора: «Я им говорю: "Вы извините, что это за рядовая, бытовая драка, с небольшим, вроде, количеством участников, когда на неё выезжает президент вместе с кабинетом министров на сход граждан и с собой прихватывает прокурора республики и главу МВД. Они что ли на каждую драку выезжают в таком составе?” Он мне говорит: "Нина Николаевна, но в официальных документах не зарегистрирован межнациональный конфликт. Есть и протоколы милицейские, и судебное разбирательство было, и судебное решение. Ничего же не зафиксировано как межнациональное”. Но если население воспринимает драку в Хамышках как межнациональное столкновение, а милицией это не зафиксировано, то объясните пожалуйста, какое тогда столкновение квалифицировать как "межнациональное”, то, что вы по сводкам проводите или то, как воспринимает эту ситуацию население? Вообще-то, наверное, надо – как воспринимает население» - считает глава Союза славян Адыгеи.
«Теперь что касается Кошехабльского района. Они вообще написали, что там ничего не было!» - приводит пример Коновалова. Действительно, в тексте Предостережения говорится: «В Кошехабльском районе не нашел своего подтверждения факт насильственных действий со стороны лиц адыгейской национальности в отношении русских девушек». «Замечательно, там ничего не было, – комментирует данное утверждение Коновалова, - Куда же тогда выезжал вместе со всем руководством министр внутренних дел республики Адыгея, по какому вопросу они там собирали совет старейшин? На этот счёт помощник прокурора мне отвечает "Ну, Нина Николаевна, я запросил прокурора района, он мне ничего такого не дал, сказал что ничего не было”. И это – показатель?! Это показатель того, что мы как страус голову в песок прячем, а потом, когда прорывается, начинаем крик - что делать и кто виноват?».
Как сообщила Нина Николаевна в беседе с корреспондентом СКФОnews, «Когда меня пригласили на беседу с прокурором, он мне просто отдал Предостережение и я сразу его не прочитала, хотя еще удивилась про себя – надо же, какое толстое предостережение. Я с прокуратурой всегда в нормальных отношениях, откликаюсь на всё, и они на мои депутатские выступления реагируют, и на запросы как председателя Союза славян Адыгеи. А когда пришла домой и прочитала, сразу после этого позвонила помощнику прокурора, с которым я беседовала, и заявила, что буду писать возражение на этот документ прокурору республики».
По мнению Коноваловой, проверка прокуратурой была проведена не самым тщательным образом, а сделанные выводы носят поспешный характер. «Когда мне говорят – "не зафиксирован тот случай в Хамышках как межнациональный”, а всё что происходит – случается исключительно на бытовой почве, я понимаю, что недобросовестно люди к этому делу относятся, мне не нравится этот момент замазывания. Все понимают ситуацию, все знают факты, но о них стараются молчать. Если и мы, как общественная организация будем молчать, что же тогда будет, когда пожар действительно возникнет?»