Недавно по армянскому спутниковому телеканалу
«Шант ТВ» на передаче «Круглый стол» принял участие так называемый
«Президент езидов Армении и Всего мира» Азиз Тамоян... Азиз Тамоян
Данная
передача оставила двоякое чувство в душе. С одной стороны было до боли
противно смотреть на выступление неграмотного человека, который вносит
раскол в нашу национальную среду. Однако с другой стороны передача
оказалась очень продуктивной. Она высветила всю сущность Тамояна Азиза и
подноготную его покровителей. Несомненно, Тамоян является
марионеткой в чужих руках, близких к правительственным кругам Армении,
которые через него проводят свою антикурдскую политику. Характеристика
личности указанного человека банально проста и в показанной передаче
она была высвечена объективно и практически безошибочно. Азиз Тамоян
еще в период советской власти занимался сбором и перепродажей шкур
животных, домашнего скота, неплохо зарабатывал на этом. Однако он
никакого отношения не имеет к курдской интеллигенции вообще. Слова,
вложенные в уста Тамояна, принадлежат его покровителям из среды
националистических кругов Армении, пользующихся государственной
поддержкой. Именно они и являются заказчиками проводимой антикурдской
политики, а такие лица, как Тамоян и ему подобные, в силу своей
неграмотности, и, несомненно, корыстной заинтересованности являются
сознательно слепыми проводниками данной политики, которая серьезно
дестабилизирует ситуацию не только в среде курдской диаспоры Армени.
Вызывает сожаление и удивление не только факт
полной поддержки действий Тамояна со стороны армянской интеллигенции,
но и выбор средств. Ими сознательно допускается искажение исторических
фактов, которые играют существенную роль. В показанной телепередаче
этот жалкий, неграмотный человек пытался доказать, что езиды не
являются курдами. В подтверждение этому он обращался к таким
историческим событиям, как, например, убийства курдов-езидов известным
курдом-мусульманином Тайо Беком. Однако при обращении к действительным
историческим событиям становится явным шарлатанство Тамояна и его
покровителей.
Действительно, в начале 20 века Тайо Бек вместе с турецкими войсками
вторгся в не защищенный Алагязский подрайон на территории современной
Армении, где располагались 13 курдских деревень, и организовал массовое
убийство курдов-езидов. Данный факт имел место, однако не против всех
курдов-езидов. И причиной тому была не конфессиональная ненависть и
вражда курдов-мусульман и курдов-езидов, а обычная кровная месть,
причиной которой были предательские действия курдов-езидов. Однако об
этом Тамоян Азиз сознательно умалчивал. Тайо Бек был сыном племенного вождя Гаджи Юзбаши Ага в
конфедерации Мил (милван, милли). Род Гаджи Юзбаши Ага принадлежала
древней курдской аристократической семье и считалась одной из
могущественных. Под его руководством находилась 42 сел в области Карс. Во время второй русско-турецкой войны в 1872-1876 гг.
часть курдского (езиды) племени Сипки из Айнтапа (туда они уехали из
окрестностей Вана и Баязета) переехали в Карс и Гаджи Юзбаши Ага
встретив их, разместил их на 15 ему подвластных селах и очень хорошо
обращался с ними. По настоянию русского генерала езиды из своих рядов
тайным голосованием выбрали себе главы племени и выбор пал на Али Ага. В Проживающие в
Северной (Турецкой) части Курдистана исповедующие езидизм, в том числе и
из племени Сипки (часть этого племенного союза - мусульмане) курды в
большинстве своем также находились в союзе с этой конфедерацией и, как и
другие курдские вожди, Гаджи Юзбаши Ага ценил езидов за их доблесть,
храбрость и высокие нравственные качества. Юзбаши Ага перед совершением
Хаджа в Мекку бразды правления племенем на время передал своему
своенравному брату. А тот, носившей в сердце тайную любовь к езидской
девушке, решил силой добиться ее руки. Но, во время кровавой стычки был
убит одного езида из племени Сипки. Когда Гаджи Юзбаши Ага вернулся из
Хаджа, на его встречу (peshvazî) вышли все подвластные ему представители племен и
сел, в том числе и находящиеся с ним в союзе езиды. За праздничной
трапезой езиды не притронулись к еде и, заметив это, Гаджи
Юзбаши Ага спросил у них причину. Езиды ответили, что по дороге к нему
они охотились на двух вепрь (кабанов) по этому сыты. Гаджи тут же
насторожился, так как он прекрасно знал, что все курды — и езиды и
мусульмане не едят свинины, считая ее не чистой. И по грустным глазам
гостей видно было, что-то они что-то не договаривают. А упоминание о
вепрях равносильно было, что езиды его угощения уже не считают для себя
кошерной (чистой) и поэтому не тронулись к еде. Тогда подозвав к себе
своих ближайших доверенных лиц спросил, что случилось в его отсутствие, а
те рассказали ему о преступлении его родного брата. Гаджи Юзбаши Ага
был тронут тем, что езиды, несмотря на нанесенную к ним смертельную
обиду, приехали на его встречу, а это у курдов считалось высшим
проявлением уважения, почета и преданности. Тогда он приказал вывести
из дома своего брата, отрезать ему обе уши и кровью окропить всю
приготовленную пищу, ибо только так, по его мнению, можно было снять
скверну с приготовленной в его доме пищи. После этого он
приказал зарезать 9 буйволов и множественное число овец и приготовить
новую трапезу. Он тут же принес свое извинение езидам, определил
компенсацию семьям убитых и заявил, что с этого момента он с вождем
езидского племени destebrakî (дастабраки). И вот, по курдскому обычаю, это
дастабракства из рода в род переходила от отцов к их сыновьям – Тайо
Беку и Али Ага. В 1914 году
курдские вооруженные отряды во главе с мусульманином Тайо Беком воевали
против Турции. Вследствие этого турецкие власти пытались истребить
Тайо Бека и вместе с его родом (племенем). В указанную пору территорию
восточной Турции занимали войска российские империи, и там было
безопасно. Курд-мусульманин Тайо Бек и курд-езид Али Ага были
«клятвенными братьями» (по-курдски «destebrak»). По
национальным обычаям курдов, если два человека, любя и уважая друг
друга, поклянутся в братстве, они до конца жизни остаются таковыми со
всеми вытекающими последствиями, при этом не состоя в кровном родстве.
Их потомки, наследники также продолжают эту братство. Данный союз
является священным и в истории нашего народа были сотни известных
случаев, когда люди ради своих «клятвенных братьев» («дастабраков»),
если доходило до этого, убывали даже своих родных братьев. Тайо Бек, спасаясь от
преследования турецких властей, перевез своего 12 летного сына к своему
«дастабраку» Али Ага, сказав ему: «Турки преследуют меня и всю мою
семью, стремясь истребить нас. Не знаю, что с нами случится, поэтому, на
всякий случай, возьми и приюти своего племянника - моего сына. Если
турки нас убьют, хоть он останется в живых, он мой единственный
наследник». Турки всегда были тонкими политиками и организовали события
таким образом, что Али Ага выдал сына своего «дастабрака» Тайо Бека
армянам, которые в свою очередь по уговору турков совершили его
убийство. Таким образом, в результате совершения
указанного предательского убийства тюрки могучего и известного Тайо
Бека переманили на свою сторону. Они натравили его на армян и,
естественно, против Али Аги. После Октябрьской Революции 1917 года российские
войска покинули территорию восточной Турции и Закавказья, а вместо них
туда вторглись турецкие войска, развязавшие резню населения. Пользуясь
случаем, Тайо Бек со своими соплеменниками преследовали Али Ага и в
селение Мирак, расположенном в Алагязском подрайоне вблизи Апарана,
задержали его. Жестокая месть за совершенное предательство пала не
только на Али Ага, но также же и представителей его рода. Сам Али Ага
был посажен на кол.
Как мы видим, описываемом случае имел место факт обычной кровной
мести, широко практиковавшийся во всей курдской среде без учета
религиозного вероисповедания. Тайо Бек отомстил за действительно
предательское убийство своего сына и данный эпизод не имеет нечего
общего со взаимоотношениями курдов-езидов и курдов мусульман. Поэтому совсем не случайно, что наши предки
всегда говорили: «Ашир баве аширейе» (E’şir bavé éşiréye), то есть вера у нас разная, однако корни общие - у нас единый
отец. Об этом случае предание до сих
пор сохранилось у многих исповедующих езидизм курдов, среди которых
Ширалие Амад (из села Барож Талинского района; он об этом услышал от
своего тестя Канате Бро из Карса), Бакре Садо Анкоси (село Сангар
Алягязского района), личный певец Джахангир Аги из села Мирак и многие
др. Но наш народ очень хорошо
понимает, кому служит Азиз, какой ценой и с
какой целью. Господин Норайр! Вы старались
ему помочь, даже подсказали, но, увы, не получилось. Он
же не владеет литературным армянским языком, а Вы не
владейте «езидо-армянским диалектом", на котором общаются езиды
Армении.
Господин Норайр! Вы, как известный журналист, должны
изучить «езидский» язык. Парламент Армении Курдов-езидов признал как
отдельный, самостоятельный «езидский народ», то есть
«армянские езиды». После чего, как второй народ по численности в
Армении, «езидский» язык автоматически приобрел статус
второго государственного языка. Как все цивилизованные страны, Армения должна
уважать и признать права «армянских езидов» в соответствии с
требованием Устава и резолюции ООН «По правам человека и
нацменьшинства». Но, к сожалению, ваш собеседник не понимает и не знает
определения понятий народ, язык и вера. Есть очень хорошая армянская
поговорка: «Авели лав э гитуни хет к’ар к’ашел, к’ан те тгети хет плов утел» («Лучше со знающим
человеком камни таскать, чем c невеждой плов есть»). К сожалению, Вы так и не смоги убедить Азиза
определиться в том, что национальность, язык нации и
вера, абсолютно разные понятия. Надо было на примере армян ему
объяснять, что армяне по национальности себя считают Хай
(Hay), язык хайерен (hayeren), исповедуют христианство. Наверно
он эти знания и навыки приобрел у госпожи Аракеловой,
у которой исходя из ее же объяснений в определении национальности, понятия
примерно находятся на уровне знания того же Азиза Тамояна. Они очень
похожи друг на друга. На всякий случай, как кандидат
исторических наук, знание Аракеловой могли бы
пригодится. Она могла бы чётко Вам подсказать, что езиды Армении на
каком диалекте говорят, на «езидо-армянском» или на «армяно-езидском»?
А вы знайте когда и как появились термины
«езидо-армянский» или «армяно-езидский диалект»? В 1970 года, с того
момента, когда некоторые армяне начали откровенно воровать и
"арменизировать" курдские песни и танцы, исполняя их на курдском
и курдско-армянском языках. Нам
сильно понравился Ваш вопрос о том, какой вариант верен: на
«езидо-армянском» диалекте, ох-чар,
или воч-хар (на
армянском языке воч-хар - овец, на курдском и "езидском"- pêz).
Президент Азиз молодец,
чётко ответив охчар, тем
самым показал уровень своего знания не только армянского, но и
"езидского" языка. Да, Азизе Тамоян правду
говорил, мясо охчар подорожал, а кто пострадал? В первую очередь армяне. Почему
так случилось? Да потому что в испокон веков на эти горные пастбища
сегодняшней Армении, курды пасли свой скот, а получаемую
животноводческую продукцию реализовали в республике. После развала СССР,
все пастбища отдали этническим армянам, даже многие армянские хозяева
этих пастбищ не знают её место нахождения. А проживающие в Армении
езиды лишились всех пастбищ. Армяне свои
участки езидам предлагали арендовать, но очень дорого. Из-за
национальной дискриминации кто пострадал? Опять же народ,
не имеет значения езид или хай. Это привело к резкому
сокращению голов мелкого
скота, и естественно, мясо будет дорожать. Вот
политика армянских властей, пастбища армянским езидам не полагаются,
они чужие, и опять в действии старый лозунг «Армения
только для армян!». Думается, почему наши армянские
друзья до сих пор А. Тамояна не назначили на пост министра по делам
животных. С назначением Азиза Тамояна, мясо о-ча-хар будет
валом, и не будет необходимости, что женщинам торговаться телом,
а мужчин, как Азиз - шкуру. Азиз Тамоян является
«Резидентом Армении и Президентом армянских езидов во всём
мире», вроде как «Аменайн Айоц Католикос»
для всех армян. Не прилично было перед тысячами
зрителей «Шант»ТВ так опозорить
и высмеять лидера «всеармянских езидов». В
конце-концов он же представляет Армению, ведь Министерство Юстиции
Армянской Республики подтвердил его «Конституцию» (Устав)
для «армянских езидов», и выдала гербовую печать. И так очевидно, что
кто стоит за этой группой бестолковых животноводов, которые недавно в
центре Еревана проводили «демонстрацию протеста» с участием несколько
покорителей горных пастбищ. Что они хотели, с какой цели их собирали, с
какими намерениями и планами, выставляя их в жалком свете? Кому нужно
было это «шоу-демонстрация», и кто был её настоящим организатором?
Кто стоит за спиной Азиза Тамояна? Почему все армянские СМИ так
широко рекламировали этот шоу-цирк? "востоковед" В. Аракелова Чтобы ответить на эти
вопросы, достаточно обратиться к опусам кандидата исторических наук, доцент
кафедры иранистики ЕГУ госпожи
Виктории Аракеловой, которая в одной из своих интервью на вопрос
корреспандентки Гаяне Сармакешяна о курдском факторе в Армении («Решение национальных задач требует политической воли…») без обиняков откровенно заявила «...Армения была бы сегодня страной с курдским фактором, что
крайне опасно в
и без того сложных
условиях нашего региона».
Госпожа В. Аракелова тем самым
признается, что зачем и кем было организованно выселение курдов
мусульман из Армении. А такие как Азиз Тамоян в большой и грязной
политической игре армянских националистов был и есть лишь маленькая
пешка, которой обычно жертвуют, чтобы выиграть партию. Несчастный Азиз
не может даже толком разговаривать на армянском языке.
Армянская сторона в 1989-90 гг. распространяла слухи, что якобы езиды
во главе с Азизом Тамояном вынудили курдов- мусульман
покинуть Армению. Мы не представляем, как полуграмотный человек мог
написать такие содержательные антикурдские лозунги и листовки.
Антикурдская политика в Армении проводилась на государственном уровне
ещё в 1964 году. В
своей интервью на вопрос: «Является ли
современная армянская школа иранистики преемницей советских
научных традиций?» госпожа Аракелова без тени смущения отвечает,
что «Во многом — да. Советская востоковедческая школа пользовалась
большим авторитетом, но в условиях тоталитарного государства была
предельно политизирована, что нередко претило академическим подходам.
Особенно это касалось этноконфессиональных меньшинств и малых народов,
которых пытались идентифицировать с крупными этносами. Так, советское
востоковедение причисляло езидов к курдам всего лишь потому, что и те и
другие говорят на языке курманджи. В списке народов СССР езиды не
значились, и при проведении переписи населения причислялись к курдам.
Судьба езидского народа
складывалась непросто. На своей исторической родине, в Северном Ираке,
езиды по сей день испытывают притеснения со стороны курдов. В Османской
империи они подвергались уничтожению. Национальное самосознание езидов
формировалось в противопоставлении себя курдам и исламскому миру.
Благодаря
усилиям езидской интеллигенции Армении и поддержке армянских ученых
этот народ получил признание в качестве отдельной этноконфессиональной
общности сначала в Армении, а затем в международных кругах».
Интересно, курдская проблема для некоторых армян,
почему стала такой волнующей? Она говорит, что армяне
стараются признания статуса «езидской нации» на
международной арене. Правительство Армении столько
переживая за езидов, признавала статус «езидского народа», но
с того времени прошло три года, от горе и переживания
до сих пор не приходила на себе, не может определить статус армянских
езидов. Почему друзья езидов не разбудят своих правителей? Не
лучше было бы, чтобы армяне создали «Езидский Автономный
Район», из государственного бюджета выделили средства на
развитие «езидского» национального языка, культуры,
обычаев и традиций. После чего, своим примером пропагандировали по
всему миру, какие они добропорядочные и
доброжелательные, уважают и поддерживают «новорожденную нацию», создают
все условия для развития их национального языка, обычаев и традиций.
Уже тогда с шайкой Азиза написали бы новые учебники на
«езидо-армянском диалекте». Тогда армянской стороной не
было бы необходимости везде и повсюду воровать курдское культурное
наследие — обычаи и традиции, музыку и фольклор и утверждая, что все
это «исконно армянское!». Очень
интересно, кого госпожа Аракелова имеет ввиду,
когда делает ударение на словах «Благодаря усилиям езидской интеллигенции Армении…»? Кого она имеет ввиду? Лекторов Факультета
Востоковедения Ереванского Государственного Университета армянского
происхождения во главе с его деканом Гарником Асатряном
или самозванца Азиза Тамояна, у которого дефицит грамотности,
или руководителей курдских общин армянской национальности, подобных
Сержику Аветисяну из Арагацотного района, или Григора Сафаряна и др.!?
В Армении больше нет курдской интеллигенции. Все они вынуждены
были эмигрировать из Армении, а некоторые даже были физически
уничтожены (Саиде Ибо, Мамое Халыт и др.). А те единицы,
которые вынужденно оставались по экономическим
соображениям, так и вынужденно молчать, ибо не хотят неприятностей. У
нас курдов есть хорошая поговорка: «Рука, которую не сможешь кусать, ты
вынужден целовать!». Вот они в Армении живут по таким же принципам.
Как можно оценит тот факт, что в парламенте Армении предоставляли одно
место для представителя курдской национальности, а курды голосовали
за кандидата армянской национальности. Этот армянский вариант —
нормальное явление? Для этого наверно дополнительные разъяснения не
требуются… Госпожа В. Аракелова
говорит : «Так,
советское востоковедение причисляло езидов к курдам всего лишь потому,
что и те и другие говорят на языке курманджи». Во первых, нет
язык курманджи, есть диалект курманджи. И если народы не определяются по
языку, фольклору, обычаю и традициям, а чем это не предмет, чтобы
определили ее по ширине, длине и толщине. Просто, возникает
вопрос, это госпожа в своём уме, или национализм в такой степени ее
ослепил, что она не сможет
определить, что такое нация? Дальше она говорит: «Езиды разделяли судьбу армян последние 200 лет, самоотверженно
сражались за Армению, в том числе и в Карабахской войне. Уже этого
достаточно, чтобы огульно не отождествлять их с курдами, которые 500 лет были агрессивным
фактором для армян и исполнителями Геноцида».
Да, действительно, курды
езиди всегда встали на защиту армян. Пример того 1918 года, когда
турецкие войска вторглись в Армению, Джахангир Ага со
своими 600 кавалерами стоял в Апаране, закрывая путь турецких войск на
Апаран и Аштарак, и оставляя 13 беззащитных деревень курдов
езиди Алагязского района
на произвол турок. Какого толка, что он был езидом. За 20 лет
независимости, Армения, что дало своим езидам? Абсолютно
ничего.
Езиды не отклоняются от выполнения своего гражданского долга.
Действительно, мы все знаем, что Армения своих курдов-езидов, и
Азербайджан своих курдов-мусульман заставили воевать друг
против друга… За что, для чего? Оба воевали за свою
Родину. Для курдов о какой Родине идет речь, когда в Армении курды-езиды,
в Азербайджане курды-мусульмане ничего национального не имели и не
имеют. Это нормально и похвально, воевать за Родину. А
Родина что дало семьям погибших, людей,
павших за Родину? Абсолютно ничего. Они как были чужаками, так
ими и остались. kurdist.ru продолжение следует....
|