Н.З.
Мосаки, Институт Ближнего Востока
Для Соединенных Штатов
курдская проблема в Турции уже стала одним из факторов региональной
политики. Хотя США, в отличие от европейских стран, не оказывали столь
серьезного давления на Анкару в том, что касается прав человека, они
напоминали Турции о необходимости демократизации страны.
Тем не
менее, в докладах по правам человека Соединенные Штаты регулярно
указывают на нарушения прав курдов в Турции, отмечая давление на
неправительственные организации на «юго-востоке».
Представляется,
что этот вопрос служит для США потенциальным рычагом давления и позволял
Вашингтону на фоне бесконечной критики Европы оказывать серьезное
влияние на Анкару. Большее внимание проблеме «прав человека и расширения
демократии» уделялось при администрации Б. Клинтона, особенно в
середине 90-х годов. Так, в 1996 г. конгресс США ввел ограничения на
продажу вооружений в Турцию. Это было обусловлено использованием
американского оружия в убийстве и выселении мирных граждан в Турецком
Курдистане. Однако американские военные обходили эти ограничения,
проведя в 1997 г. в рамках Европейского командования совместные учения
по подготовке турецких сил «горных коммандо» (по борьбе с ПРК), которые
как раз и отличались жестокими действиями в отношении мирного курдского
населения. Тем не менее, «проблема прав человека» не создает кризиса
в отношениях между США и Турцией.
Хотя США не поддерживают идею
автономии «для турецких курдов в Турции», по выражению представителей
Госдепа, Вашингтон все же имеет «большой интерес» в обеспечении прав
человека и гражданских прав курдов, составляющих «значительную долю…
свыше 10 процентов» населения Турции. Американские представители
регулярно отмечают, что «гражданские права курдов — в какой бы стране
они ни находились — должны быть защищены».
Поддерживая Турцию в
борьбе с ПРК, США обращали внимание Анкары на необходимость
разграничения турецкими властями проблемы ПРК от вопросов, связанных с
турецкими курдами в целом.
Интерес США к турецким курдам, кроме
фактора своей «турецкой политики», обусловлен потенциальными
геоэкономическими интересами США в важном в гидростратегическом и
геостратегическом аспектах Турецком Курдистане, а также возрастающей
ролью курдского фактора в региональной геополитике. Посольство США в
Турции с 1990-х годов осторожно интересовалось Турецким Курдистаном и
курдами. США пытались создать консульство в неофициальной столице
Северокурдистанского региона — Диярбакыре, что вызвало резко негативное
отношение Турции, как раз опасающейся формирования сравнительно
независимой политики Вашингтона в отношении Турецкого Курдистана. Турция
резко выступила также против планов США открыть в Диярбакыре
«специальный офис» (бюро) для помощи в налаживании контактов
американских и местных бизнесменов.
В настоящее время большая
часть Турецкого Курдистана входит в консульский округ консульства США в
Адане. Этот консульский округ простирается до сирийской, иракской,
иранской и армянской границ. Особое внимание в конце 90-х годов
американское консульство в Адане уделяло региону Проекта Юго-Восточной
Анатолии (ПЮВА).
Консульство в Адане активно содействует
продвижению американских фирм в этом регионе, уделяя особое внимание
именно районам этногеографического Курдистана, и призывает американские
фирмы осуществлять инвестиции в регион. В настоящее время наиболее
активно американские фирмы действуют в Урфе — фактической столице
региона ПЮВА. Однако перспективными представляются и другие районы
Турецкого Курдистана, в частности, Диярбакыр, Ван, Карс.
Для
более тщательного ознакомления с Турецким Курдистаном послы США в Турции
с середины 90-х годов начали регулярно посещать Турецкий Курдистан.
Американские дипломаты интересуются практически всем Турецким
Курдистаном, говоря турецкой терминологией, и Восточной и Юго-Восточной
Анатолией.
Турция традиционно крайне негативно относится ко
всяким попыткам субъектов мировой политики вмешаться в «ее» курдскую
проблему. Поэтому визиты американских послов в провинцию этнического
Курдистана вызывали напряжение в Анкаре. Однако сегодня визиты
американских дипломатов в этот регион уже не вызывают практически
никаких возражений Анкары и стали происходить регулярно. Хотя турецкие
власти при этом весьма недоверчиво относятся к США, как собственно и к
ЕС, постоянно подозревая Запад в желании расколоть Турцию.
Примечательно,
что, несмотря на различия в политике США в отношении Южного (Иракского)
Курдистана и курдской проблемы в Турции, Вашингтон все же понимает
взаимосвязь между курдскими регионами. Так, посол США в Турции Роберт
Пирсон в июле 2003 г., перед своим возвращением в США, заявил, что «с
американской точки зрения весь восток и юго-восток Турции и весь север
Ирака формируют единое экономическое пространство». Особо посол обращал
внимание на связывающие эти регионы коммуникации. То есть американский
посол говорил о едином рынке Турецкого и Иракского Курдистана.
С
точки зрения американо-турецких отношений, а также отношения США к ПРК
примечательны ежегодные доклады Госдепартамента США по глобальному
терроризму. В 90-х годах Вашингтон регулярно включал ПРК в список
террористических организаций. Однако США нередко называли действия ПРК
«повстанчеством» (а не терроризмом), а их членов «бойцами», а не
«террористами». После 2000 г. в связи с прекращением вооруженной борьбы в
докладах Госдепартамента США ПРК на протяжении нескольких лет
фактически не называлась террористической организацией, хотя и
оставалась в списке. Более того, упоминалась «мирная инициатива» Абдуллы
Оджалана, который упоминался как председатель ПРК. Хотя ПРК включалась в
список иностранных террористических организаций, информация, которая
была указана о ней, по сути, свидетельствует о том, что в Вашингтоне не
считали ее обычной террористической организацией, а относились к ней как
к крупнейшей курдской политической организации, выступающей за
«создание независимого, демократического курдского государства на
Ближнем и Среднем Востоке».
Примечательно, что хотя ПРК после
ареста Оджалана не только не требовала создания курдского государства,
но и выступала резко против этого, считая, что о независимом Курдистане
говорят лишь «гнилые националисты», в докладах Госдепартамента США до
2007 г. ПРК, видимо, по инерции называлась организацией, борющейся за
независимое курдское государство.
Таким образом, несмотря на
внесение ПРК в список террористических организаций, США не ставили знака
равенства между ПРК и одиозными террористическими организациями.
Американское
посольство в Турции пытается наладить отношения с различными политиками
и курдскими интеллектуалами, регулярно проводя встречи, на которых
обсуждается курдский вопрос. При этом в американское посольство
приглашались и представители крупнейших турецких партий курдского
происхождения. Из курдских политиков американские дипломаты большей
частью общались с представителями курдских партий (XAK-PAR, KADEP), не
имеющими никакого влияния в Курдистане, а не с представителями Партии
демократического общества (ПДО), получавшей около 2 млн голосов курдов и
представленной как в парламенте страны, так и в местных администрациях
(ныне мандаты перешли к ее преемнице — Партии мира и демократии).
По-видимому, это было вызвано опасениями подвергнуться обвинениям со
стороны турецких властей, считавших ПДО политическим крылом ПРК.
Ранее
общение представителей посольства США с представителями других партий
по курдскому вопросу также вызывало сильное недовольство Турции.
Американские дипломаты в Турции встречались и с депутатами курдского
происхождения от крупнейших партий Турции — Партии справедливости и
развития и Народно-республиканской партии.
Хотя американские
дипломаты и заявляют, что главным препятствием на пути решения курдской
проблемы служит ПРК, эти фразы являются скорее дежурными, направленными
на успокоение турецких властей.
В отношении ПДО американцы часто
солидаризировались с позицией турецких властей (ранее в части
игнорирования этой партии), но Вашингтон понимал, что это (ныне — ее
преемница) основная партия и сторона по курдской проблеме. Обсуждение
курдского вопроса следует вести не с Шарафеттином Эльчи, партия которого
даже неспособна участвовать в выборах, и не с Байрамом Бозъелом
(XAK-PAR на местных выборах 2009 г. получила в 70 раз меньше голосов,
чем ПДО), хотя эти не влиятельные курдские политики также регулярные
гости в посольстве США в Турции, что обусловлено важностью курдской
проблемы. Реализм Вашингтона отражается в том, что американские
дипломаты ныне во время посещения Курдистана встречаются с
руководителями местных администраций — членами ПДО, а президент США Б.
Обама во время своего визита в Турцию в начале апреля 2009 г. провел
встречу с сопредседателем ПДО Ахметом Тюрком. Наиболее часто
американские дипломаты проводят переговоры с мэром Диярбакыра Османом
Байдемиром, что обусловлено неформальным статусом Диярбакыра как столицы
нынешней курдской политики в Турции и связанным с этим возросшим в
последние годы влиянием О. Байдемира, одного из крупных гражданских
лидеров курдов Турции.
В последний раз посол США посетил
Диярбакыр в конце апреля текущего года.
Следует отметить, что
даже в 2006 г., когда США официально игнорировали ПДО, во время визита в
Вашингтон Османа Байдемира его неофициально посетил в гостинице
представитель Госдепартамента США, о чем поведал мэр Диярбакыра. Это
сообщение вызвало негодование турецких властей, которые изначально были
против поездки мэра Диярбакыра в Вашингтон, считая, что глава городской
администрации должен заниматься проблемами города, а не политикой.
Таким
образом, США будут «нащупывать» свою политику в отношении турецких
курдов. В этом контексте Вашингтону трудно игнорировать крупнейшую
военно-политическую силу со стороны курдов — ПРК. Робкие попытки этого
процесса после свержения баасистского режима в Ираке уже начали
проявляться, когда американские представители проводили переговоры с
лицами, выступающими от имени ПРК. Соединенные Штаты предполагали даже
создание на базе находящейся после ареста Оджалана в глубоком кризисе
ПРК новой партии под руководством группы отколовшихся от этой партии
высокопоставленных функционеров. Однако более вероятным кажется создание
постоянно действующего канала связи между американскими дипломатами и
ПДО (ее преемницей Партией мира и демократии), во многом представляющей
политические интересы ПРК. Это процесс фактически начался примерно с
2007 г., усилившись в 2008–2009 гг. В начале мая с.г. в ходе визита
руководства ПМД и бывшего депутата парламента Турции Ахмета Тюрка в
столице США было открыто представительство Партии мира и демократии.
Соединенные Штаты понимают, что решение курдской проблемы в Турции
возможно лишь в результате определенного компромисса, для чего турецким
властям необходимо предпринять определенные шаги на курдском
направлении, которые могут быть позитивно восприняты гражданским
курдским населением. Ведь именно недовольством курдского населения
политикой турецких властей в отношении курдов объясняется легкость
рекрутирования Партией рабочих Курдистана новых членов. Неслучайно
американские представители говорят о необходимости «долговременного
политического решения» проблемы ПРК и курдской проблемы в Турции.
Таким
образом, хотя Соединенные Штаты регулярно поддерживали Анкару в борьбе
против «террористов ПРК», они не забывали напоминать Турции о
необходимости отделения ПРК от курдского вопроса и о политическом
урегулировании курдской проблемы.
В этой связи политика США
представляет определенный интерес и для России. Будучи важнейшим
союзником США и ни в коем случае не поддерживая какую-либо курдскую
организацию против турецких властей, американские дипломаты в то же
время наладили и поддерживают регулярные контакты с практически всеми
курдскими силами в Турции — от маргинальных до крупнейших. Для
дипломатов, работающих в Турции, очевидно, что, поскольку курдская
проблема является крупнейшей проблемой современной Турции (и это
заявления не курдских пропагандистов, а высшего руководства страны),
оценка ситуации в этом государстве не может быть полной без учета этой
проблемы, что означает в том числе и наличие определенных контактов. При
этом встречи с курдскими представителями не означают необходимости
какой-либо поддержки курдам. Дипломаты многих стран (от Австралии и
Новой Зеландии, кстати, считающей ПРК террористической организацией, до
США и стран Европы) регулярно встречаются с легальными представителями
курдов, не вызывая уже никакого возмущения турецких властей. В связи с
этим курдские представители раньше с некоторым недоумением, а теперь уже
с полным безразличием воспринимают политику России и ее дипломатов,
полностью игнорирующих курдов и курдскую проблему. Хотя, представляется,
что можно было бы, следуя примерам других государств, наладить контакты
с легальными партиями курдов, главами администраций, депутатами и т.д.,
что содействовало бы росту авторитета среди турецких курдов,
представляющих влиятельную силу в регионе.
kurdistan.ru