МОСКВА - День народного единства 4 ноября приходится на праздник Казанской иконы Божией Матери.
В
этом «совпадении» много символических смыслов, настолько тесно
переплетенных друг с другом, что не оставляют равнодушными даже тех, кто
верит в случайности…Начать хотя бы с того как была обретена чудотворная
икона.
Девочке по имени Матрона, из самого простого сословия, является во сне
Божия Матерь и убеждает ее отыскать зарытую в земле икону, указывая и
место поиска. Ни мать, ни близкие, ни казанский воевода с местными
чиновниками не поверили видению десятилетнего ребенка, которое, тем не
менее, повторилось трижды. При этом голос Богородицы с каждым разом
звучал все строже и требовательнее.
В то время вид Казани представлял из себя пепелище, после обрушившегося
на город страшного пожара, который пожег большую часть посада, не
обойдя и двор великого князя. Пожар в июне 1579 года оставил по себе
долгую память, изгнав из Казани часть жителей и доведя до отчаяния
оставшихся в нем обитателей. Представить себе, что на этом пепелище да
еще где-то в земле хранится неоценимое сокровище - было новостью
странной и неправдоподобной для несчастных погорельцев. И только один
человек, а именно казанский митрополит, будущий патриарх Гермоген, он же
будущий вдохновитель ополчения Минина и Пожарского поверил этой дочери
простого воина.
Раскопки в указанном во сне месте обнаружили остатки ветхой одежды из
вишневого сукна. Когда его развернули, то внутри обнаружили икону яркого
сияющего письма с изображением лика Пресвятой Богородицы. Будущий
патриарх стал первым свидетелем и описателем чудесных исцелений от
обретенной иконы, которая исцеляла, главным образом, слепых. Вот слепого
от рождения младенца поднесли к иконе, и от этого эпизода остался
трогательный рассказ как после прозрения, увидев поднесенное красное
яблоко, он тотчас потянулся к нему и начал хватать. Впрочем, от слепоты
исцелялись люди самых разных возрастов ,включая стариков.
Возможно, воспоминания об этом свойстве Казанской иконы Божией Матери
освобождать людей от ослепления и подвигли патриарха Гермогена
воздвигнуть икону, подобно знамени над ополчением в 1611 году. В своих
известных посланиях-грамотах Гермоген призывал забыть распри и раздоры,
взаимные обиды и счеты, и, обращаясь к людям всякого сословия, убеждал,
что «если и есть в ваших пределах недовольные, Бога ради отложите это на
время».
Патриарх убеждал народ отказаться от слепоты, недоверия и
подозрительности различных «партий» и сословий, накопившихся за годы
смутного времени и, прозрев, оглянуться вокруг: «Не все ли до конца
разорено и обругано злым поруганием? Где вообще народ христианский? Не
все ли скончались лютыми и горькими смертями? Где бесчисленное множество
работных людей в городах и селах? Не все ли пострадали и уведены в
плен? Не усрамились и седин многолетних старцев, не пощадили и
незлобивых младенцев. Смилуйтесь перед общею смертною погибелию, чтоб и
вас не постигла такая же лютая смерть. Пусть ваши служилые люди без
всякого мешканья спешат к Москве…»
Фигура патриарха Гермогена, замученного поляками, должна была бы по
праву стоять рядом с Мининым и Пожарским на Красной площади. Один из
русских историков так охарактеризовал его роль в преодолении русской
смуты: «Имя патриарха Гермогена должно остаться бессмертным в истории
России и Русской Церкви, потому что он ревностнее, мужественнее,
непоколебимее всех постоял за ту и другую, он преимущественно спас их в
самую критическую минуту их жизни, когда им угрожала крайняя опасность
попасть под власть Польши и иезуитов и потерять свою самобытность».
Надо сказать, что вдохновленное Гермагеном ополчение, подойдя к Москве,
встретилось с почти непреодолимыми трудностями, многие из которых, как
это нередко водится на Руси, возникли благодаря своим, а не чужим.
«Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение – свидетельствуют
летописи – встретило много непреодолимых для человеческих сил
препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно
защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее,
многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских
отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и
выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие
продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили
сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие, теряя последнюю
искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода
отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего
освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»
Ополченцы и народ в этих отчаянных условиях установили для себя
трехдневный пост и отслужили особенно торжественное богослужение перед
Казанской иконой Божией Матери. Вслед за этим, 22 октября 1612 года
русское войско освободило Китай-город, а спустя 2 дня очистило Кремль.
Примечательно ,что следующий день был день воскресный, день народного
воскресения от смуты и жестокой оккупации…
Спустя три века, осенью 1917 года Россия переживала смуту новых
«окаянных дней». Кремль был подвергнут беспощадному артиллерийскому
обстрелу, а его обитатели укрывались в подполье Чудова монастыря, там,
где был заточен в свое время поляками патриарх Гермоген, ища убежище
подле его святых мощей.
Несколько раньше крестьянка Евдокия Адрианова, проживавшая в Бронницком
уезде, стала видеть во снах белую церковь. Во всех снах повторялось
одно и тоже требование отыскать черную икону и сделать ее красной.
Внешний вид Вознесенского храма в Коломенском подсказал Евдокии, что
именно он являлся ей в сновидениях. Рассказав обо всем настоятелю храма,
крестьянка приступила к поискам, которые по началу не дали никаких
результатов. Наконец в подвалах церкви была найдена икона, почерневшая
от времени настолько, что изображение Христа, сидящего на коленях у
Богородицы и царские регалии, которые она держала в руках: скипетр и
держава были с трудом различимы.
Конечно это не просто историческое «дежавю». В тот же день, 2 марта
1917 года члены делегации от Государственной Думы, поддержанные
изменившими присяге командующими фронтами, вынудили Николая Второго
отречься от престола.
Тайное почитание иконы было поддержано патриархом Тихоном, принявшим
участие в составлении службы и акафиста. Явленная икона получила
название «Державной» и вселяла надежду на то, что взяв на себя
управление Россией, Божия Матерь не оставит свой народ… kurdishcenter.ru
|